Подготовка тренеров-консультантов по развитию управленческого резерва

Форма материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Автор материала: 
Верхоглазенко В.Н.

Курс "Методологическая подготовка тренеров-консультантов по развитию управленческого резерва" предназначен для тех менеджеров по персоналу, кто не удовлетворен своими профессиональными навыками и кто хотел бы перейти на новый качественный уровень в своей деятельности; для тех, кто видит ограниченность традиционного арсенала профессиональных средств и нуждается в более эффективных технологиях развития управленческого резерва.

Состав и продолжительность курса:

Курс включает в себя 4 модуля по 3 рабочих дня каждый (продолжительность рабочего дня 8-10 ак. ч.). Временные рамки проведения курса – от 2 месяцев до полугода.

Краткая характеристика курса:

В основу курса положены следующие тезисы.

Схемотехника первый и объективно необходимый шаг на пути организации мышления руководителя, т.к. вынесенные на внешний носитель мыслительные содержания позволяют осуществлять мыслительные процедуры (анализ, обобщение, отбор значимого, структурацию и т.п.) подконтрольно в мыслекоммуникативной работе. Работа в сложноорганизованной коммуникации формирует и развивает ключевые мыслительные навыки, особенно при наличии фигуры арбитра, работающего с принципиальными абстракциями (категориями, понятиями и т.п.). Арбитр в этом случае становится проводником критериальных опор рефлексии, поднимая тем самым общий уровень коммуникации и участников до способности к построению деятельностных концепций и к решению с их помощью сложнейших управленческих задач и проблем.

Все вышеперечисленное должно быть освоено тренером-консультантом на понятийно-концептуальном уровне, т.к. только в этом случае он сможет эффективно способствовать принципиальному развитию управленцев. Но это лишь необходимое условие. Достаточным условием выступает овладение участниками тренерско-педагогических технологий активных форм обучения с опорой на «сущность развития» вообще и «сущность развития управленческих способностей» в частности. Педагогические технологии должны выводиться из понятия развития и решать задачу оказания помощи обучаемому на каждой стадии процесса: самоопределение обучаемого к учебной рамке, выполнение учебного задания, рефлексия затруднений в учебной работе, выявление недостающих навыков и т.п. В рамках данного подхода все формы обучения подчинены единой логике обслуживания по-шажного процесса самоизменения обучаемого вплоть до перехода его на запланированный уровень управленческого мастерства.

Цели:

Сформировать ключевые способности выпускников курса по следующим направлениям работы:

  • использование языка схематических изображений;
  • эффективное участие в мыслекоммуникации;
  • решение управленческих задач и проблем;
  • проектирование курса по развитию управленческого резерва в требующемся направлении;
  • проведение курса по развитию управленческих способностей участников курса;
  • оценка результатов, анализ хода работы и совершенствование проекта курса.

Содержательные блоки обучения:

  • Схемотехника(Элементы языка схематических изображений и правила их соединения).
  • Сложная коммуникация(Многопозиционная модель мышления)
  • АзбукаТеории Деятельности (Базовые понятийные элементы деятельности).
  • Онтологияуправленческой деятельности (Принципиальная «картина» управления).
  • Технология решения управленческих задач и проблем (Две основные формы мышления)
  • Лестница развития управленческих кадров (Построение план-карты развития управленца).
  • Методологическое проектирование учебного процесса (Целеполагание и построение пути прихода к цели)

Краткая характеристика модулей (предварительный план)

Модуль 1. Схемотехника в управленческой коммуникации.

Главная цель модуля – сформировать умения участников по оформлению в языке схемотехнических изображений любых управленческих ситуаций. Сопутствующий эффект – преодоление участниками «психологического барьера» по оформлению своих мыслей во внешне представленных схемах. Готовность участников к схематизации любых своих тезисов и их дальнейшей коррекции в коммуникации с другими - важнейшее условие, подтверждающее открытость к развитию, без которого всякое обучение становится формальным.

Освоение участниками типовых коммуникативных позиций (автор, понимающий, критик и т.п.) является второй значимой линией данного модуля.

Модуль 2. Понятийный аппарат и онтологии управленческой деятельности.

Основная цель - обеспечить освоение участниками ключевых понятий управленческой деятельности и способов концептуальной работы по синтезу понятий. Данный модуль формирует теоретическое сознание и закладывает «жесткий» понятийно-концептуальный (онтологический) фундамент для мыслительной работы руководителя. Вторичная цель заключается в приобретении умений по управлению процессом освоения понятийных содержаний.

Модуль 3. Технология решение управленческих задач и проблем.

Главная задача третьего модуля состоит в освоении участниками тонкой мыслительной процедуры по сопоставлению «ситуативных наблюдений» с «концептуальными моделями» в ходе принятия управленческих решений. Для решения этой задачи участники должны за счет выхода на уровень рефлексивной самоорганизации научиться преодолевать два перегиба: крайность «эмпиризма» (размытие принципиальных основ) и крайность «формализма» (подгонка материала ситуации под концепт).  Дополнительной задачей является получение опыта по внешнему управлению процессом сопоставления концепции с ситуацией.

Модуль 4. Педагогические технологии развития управленческого кадрового резерва.

Цель модуля - развитие педагогических качеств участников, необходимых для методологического проектирования и игротехнического сопровождения курса. Достижение данной цели предполагает решение участниками учебных задач: освоение понятий «развитие», «саморазвитие» и «внешнее управление самоизменением»; учебное игротехническое проектирование курса по развитию управленческих кадров (в т.ч. диагностика уровня управленческих навыков); отработка ключевых игротехнических приемов; учебная рефлексия и совершенствование курса. 

Примечание.

Представляется крайне важной самостоятельная работа участников в межмодульном пространстве на своих рабочих местах по закреплению полученных на модуле умений и навыков. Кроме того, самостоятельное практическое приложение новых знаний и умений вероятнее всего столкнется с трудностями, которые помогут понять проблемную зону участников и уточнить их самоопределение в дальнейшей учебной работе. Все это обеспечит снижение степени формальности освоения модульных содержаний.

Для закрепления полученных способностей участники в обязательном порядке должны спроектировать и провести (индивидуально или по парам) свой курс развития управленческого резерва на своих рабочих местах.

Формы работы:

  • Элементы деловых, орг-деятельностных, орг-мыслительных, орг-коммуникативных игр и критериального тренинга.
  • Работа в микрогруппах, микрогрупповой и групповой анализ (рефлексия), групповые дискуссии, консультации по проблемным «узлам».
  • Разбор модельных «кейсов», подготовленных ведущим, а также «управленческих ситуаций» участников курса.
 

Верхоглазенко В.Н.