Становление региона /Концепция/

Отметим сначала чисто географическое понимание термина «регион».

Термин "регион" произошел от латинского regio, regionis, изначально относился к определению пространства (окружение, территория, область) в географическом плане. Рассмотрим географическое понимание понятия «регион».

Регион – часть суши, имеющая свои естественные географические границы (море, океан, горы и т.п.), отделяющие его от другой части суши, где иные условия воспроизводства природы. В естественной природе в зависимости от местоположения складываются различные условия: своя специфика земли, воздуха, флоры и фауны. Это зависит от того, например, севернее или южнее территория; прибрежная территория, долина или горная местность и т.п. Отличаются содержимое недр разных частей суши - полезные ископаемые территории (уголь, руда, нефть, природный газ, драгоценные минералы и пр.), комплекс которых складывался в земной коре столетия, тысячелетия и даже более длительные сроки. На разных территориях суши – различный климат. На разных территориях земли отличия имеют растительный и животный мир (См.сх.1).

 

Схема 1. Природная жизнь территории

Чисто географическое понимание региона не имеет административных границ, не ограничивается пределами сложившихся стран.

Итак, в рамках географической трактовки регион представляет собой часть суши, земной поверхности, местность, область, географическую единицу, обладающую географическими границами (рубежами).

Есть и вторая расширенная трактовка термина «регион», которая предполагает уже не только географию, но и живущих на территории людей. То есть регион понимается как социоприродная объединенность. При этом люди, живущие на определенной территории с её природными особенностями, рассмотренными выше, для воспроизводства своей жизни используют дары природы, как в готовом, так и в переработанном виде. Специфика территории с её богатствами одними ресурсами и бедностью другими, с её климатическими особенностями (влажность, среднегодовая температура, продолжительность и суровость зимы и п.) задают внешние условия к выбору наиболее выгодного в этих условиях вида деятельности для проживающего этноса. Хотя на этот выбор, безусловно, влияют и особенности национального характера этноса, его традиций, его предрасположенность к одним видам работ и неприятие других. Этнос осваивает виды деятельности сообразные преимуществам территории и своим наклонностям. Для соорганизации различных сторон жизни этноса появляется организационно-управленческая позиция с необходимыми для неё теми или иными сервисами (см.сх.2).

 

Схема 2. Жизне-воспроизводство этноса на территории[1]

Жизнь этноса и природные условия территории оказывают взаимное влияние друг на друга. Так, например, потребительское отношение к природе людей может приводить к быстрому исчерпанию ресурса или к потере им своих свойств, значимых для человека (исчезновение какого-то вида животных, загрязнение водоема, снижение плодоносности земли за счет злоупотребления и пр.). Напротив, развитие культуры в этнической группе, с её всеобщими критериями организации жизни в обществе,  дает перспективу окультуривания людей, способствует преодолению эгоцентризма и развитию бережного отношения к окружающей природе (См. сх.3).

Преобразование природных ресурсов в продукты потребности начинает приобретать воспроизводящийся характер и оформляется в ремесленничестве, масштабы которого могут возрастать. Появляются избытки продукции для потребления их людьми данной территории, для внутренних обменов. Тогда люди данной территории входят в обменные процедуры с представителями соседних территорий, где в силу иных природных особенностей появляется аналогичным образом избыток в другой продукции. Так становится взаимовыгодный обмен между общностями людей различных территорий. Возникает особый рисунок жизни этноса на закрепленной территории и характер его отношений с соседями.

 

Схема 3. Становление функциональной структуры социоприродной целостности.

После прохождения конфликтов и последующих согласований закрепляются согласованные границы между территориями разных этносов. Эти границы имеют уже не природный, а географически-социальный характер. Можно ли уже говорить о ставшем регионе? С нашей точки зрения, еще нет. Согласованные границы ещё достаточно подвижны. Как только какой-то этнос приобретает какие-то преимущества по отношению к соседям, он стремиться расширить свою территорию, увеличить зону своего владения и тем самым увеличить объемы своих запасов природными ресурсами.

После того, как закрепляются относительно устойчивые территориальные границы между общностями людей и устанавливаются прочные добрососедские отношения со взаимо выгодными обменами товарами, можно вести речь о структурной объединенности соседских социоприродных целостностей, которые характеризуются как естественно-искусственные образования (ЕИ), если использовать методологическую оппозицию «естественное – искусственное». А структурное объединение элементов характеризуется тем, что каждый элемент структуры заботится, прежде всего, о своих интересах и лишь затем о соблюдении договорных обязательств. Элемент самоопределяется к вхождению в структурное объединение и соблюдает договоренности только до тех пор, пока ему это выгодно и легко выходит из этого объединения, как только выгоды от индивидуального существования начинают преобладать над преимуществами вхождения в структурную общность.

Совсем другой расклад начинается, когда в совместной рефлексии входящие в структурное объединение социо-природные единицы решают создать единое целое – страну, т.е. перейти от структурной объединенности к системной целостности (см. сх. 4, переход от А) к Б)). Для образования такого целого каждая входящее в него единица должна самоопределиться на иной тип сосуществования, в котором каждый элемент отвечает за реализацию своей функции перед целым и лишь во вторую очередь озабочен собственными интересами. Этот процесс не протекает быстро, т.к. требуется перестройка сознания людей, их установок, подходов и т.п. У элементов (частей) целого должен появиться интегральный патриотизм – искренняя забота о жизни целого и готовность на самопожертвование ради его сохранения. Но для этого идея целого должна «утвердиться» в сердцах и умах людей объединенных территорий.

Когда объединенные территории получают уверенность в надежности «соседей», то складываются условия для отхода от универсальности, от установки по обеспечению себя всем необходимым только своими силами. Появляется возможность сделать упор на ту линию хозяйствования, которая наиболее удобна и выгодная в природных условиях территории и получение других предметов потребности за счет обмена с соседними территориями. В целом страны завершается становление региона, его переход от «естественно-искусственного» состояния (пред-регион) к «искусственно-естественному» (ставший регион).

Схема 4. Становление страны в территориальном аспекте

Управленческое звено данной объединенности может создавать благоприятные условия для взаимовыгодного обмена. При вскрытии какого-то дефицита для целостности, управление может организовать его покрытие путем стимулирования заинтересованности какой-то территории взять на себя производство необходимого. У управления должен появиться свой фонд финансовых средств или материальных ресурсов, с помощью которого можно организовывать помощь частям и реализовывать функцию защиты целого (создание военного контингента).  Эти средства появляются за счет собирания налогов с территорий для нужд страны в целом. Управление начинает обрастать важными сервисами (силовой блок, налоговые органы, департаменты внешней политики и пр.). Так что вопрос появления и устойчивой наполняемости бюджета страны становится супер-важным – судьбоносным. И если самоопределение территорий было поверхностным, то объединение может распасться, если серьёзным – то территории готовы поделиться небольшой частью своих доходов для обеспечения жизни механизмов по поддержанию целого, в котором заинтересована каждая часть.

Таким образом, управление страной располагает средствами для стимулирования дополнительной специализацией какого-либо региона, в которой заинтересована страна (или другие регионы). То есть в стране, после её становления, запускается процесс усиления специализированности регионов с учетом благоприятных природных условий для возделывания какой-либо сельскохозяйственной культуры, построения какого-либо индустриального объекта или просто усиление того дела (ремесла), в котором регион особенно преуспел (см. сх.4, В)). Вместе с усилением специализации регионов растёт их взаимозваисимость и зависимость от управленческого звена страны. Но это снижение самостоятельности, автономности, самодостаточности региона не является для него повышенным риском,  т.к. образовавшееся кооперативное целое, если оно прочно организовано, обладает большей жизнестойкостью, чем составляющее её части по отдельности, хотя бы с точки зрения обеспечения своей безопасности от внешних врагов. Мощность целого даёт большие гарантии жизни частям не только при внешней угрозе, но и в случае природных катаклизмов и стихийных бедствий.

В стране оформляются типы регионов в зависимости от их ведущих акцентов: социо-культурный (организация отдыха), экономический, индустриальный (добыча, производство средств производства, легкая и пищевая промышленность,  обслуживающие деятельности), культурно-образовательный (сохранение культуры, культурное творчество и трансляция) и столичный-административный (управленческий).

В силу сложности региона как объекта, управление регионом осуществляется коллективное, т.е. аппаратом управления, где кроме главы региона есть его заместители по различным направлениям (подержание правопорядка, образование, здравоохранение, экономика, культура, соцзащита и т.п.). Чем крупнее регион, тем большая по количеству команда управленцев им управляет. Но очень тонким моментом здесь выступает совмещение линий территориального и отраслевого управления (см. сх. 5). Так, например, заместитель главы региона по образованию, подчиняется не только главе региона, но и Министру образования, т.е. федеральному уровню. Возникает опасность двоевластия, поэтому оптимальное гармоничное сочетание этих двух типов управления – это отдельная непростая тема.

 

Схема 5. Иерархические и горизонтальные отношения в жизни региона страны

Однако указанная иерархическая составляющая (территориальное и отраслевое управление), должна сочетаться с активными горизонтальными (сетевыми) отношениями между однородными объектами различных регионов (см. сх. 5). Эффективное взаимовыгодное сотрудничество регионов в культурной, экономической, социальной и других плоскостях способствует со своей стороны повышению качества жизни населения региона. Организации плодотворных горизонтальных связей между однородными единицами разных регионов как раз и способствует отраслевое управление.

Рассмотрим для примера  сферу индустрии (см. сх. 5). Здесь кооперация по функции должна быть жестко системной (в силу сильной взаимозависимости предприятий) несмотря на то, что крупные предприятия, входящие в единую производственную цепочку от добычи и производства средств производства до массового производства предметов потребления располагаются в разных регионах. Единицы индустриальной кооперативной системы распределены по всей стране, по многим индустриальным регионам и требует в силу территориальной разбросанности объектов, с одной стороны, особой централизации, а, с другой стороны, четкой отладки горизонтальных кооперативных связей между заводами.




[1] Здесь и далее на схемах под штриховкой будет пониматься весь природный комплекс (природные ресурсы, растительность и животный мир)