Анисимов О.С. Основные понятия по управлению

Автор материала: 
Анисимов О.С.

Администрировать – управлять, опираясь не на существо дела и соответствие возникшей ситуации, а путем формального и субъективно сознаваемого и оцениваемого привнесения правил или указаний от имени своего должностного положения.

Акмеология управленияэто область акмеологии, обращенная к изучению явлений высшего мастерства в управленческой деятельности, его становления и увядания, а также высших проявлений человека в управленческой деятельности. На основе изучения таких явлений строятся соответствующие специализированные средства диагностики, способы формирования управленческих способностей и выращивания мастерства управленческой деятельности, способы осуществления этой деятельности в наиболее сложных и инновационных условиях. Современная акмеология управления имеет свои специализированные концепции, понятия, категории, методы исследования, диагностические средства, способы формирования акмеологически значимых качеств личности управленца. В качестве синтетической формы решения различных задач, проблем, реализации разнородных функций выступает игромоделирование на базе технологических идей, разработанных в методологии и принявших название "организационно-деятельностные игры" – ОДИ.Организационно-процессуальная форма ОДИ включает в себя: анализ проблемной ситуации, возникшей в системе управления; нахождения решения с учетом интересов всех типовых участников управленческого процесса; введение и использование систем критериев, специфичных для типовых участников; организация интеллектуального процесса и межперсонального взаимодействия; формирование новых профессиональных способностей; диагностика динамики изменений участников игропроцесса; развитие групподинамических явлений и сплочения участников решения поставленных игрозадач и проблем; разработка проектов развития систем управления. Именно в ОДИ и подобных формах создаются наилучшие условия для акмеологических проявлений и приобретения личного "акме", имеющего социокультурную значимость.

Аналитика – совокупность мыслительных процессов, реализующая целостность содержания требований рефлексивной функции. Ее результат совпадает функционально с результатом рефлексии. В системах деятельности А. оформляется в отдельный тип деятельности, систематически осуществляющий то, что несистематически происходит в сопровождающей рефлексии. Основной формой бытия А. как типа деятельности выступает консультирование лица принимающего решение. При этом нормативно-консультационный момент дополнен, соответственно, исследовательским и критическим (проблематизационным). Типодеятельностное осуществление А. предполагает опору на надежные системы критериев (интеллектуальных и духовных), имеющие свою оформленность в соответствующих языках, прежде всего, теории деятельности.

Аппарат управления – совокупность участников управленческого процесса (руководителей, специалистов, исполнителей сервисного характера и т.п.), связанных должностными рамками и "размещённых" в функциональной структуре.

Аттестация деятелей – реконструкция и оценка деятельности отдельных деятелей или деловых групп с точки зрения их соответствия занимаемому должностному месту и обнаружения реального уровня соответствия. Учитываются особенности деятельности, её результатов, уровень квалификации, деловая самоорганизованность.

Бюрократизм – характеристика образа действий должностного лица в административной структуре, содержанием которой является нежелание содержательно реагировать на возникающие трудности или запросы лиц, находящихся на нижестоящем уровне административной иерархии или на запросы потребителей. Вместо содержательной и соответствующей реальным возможностям лица реакции вводится видимость "правильного" реагирования, формально вписанного в рамки должностных инструкций.

Вертикальное управленческое отношение – отношение с нижестоящей или вышестоящей управленческой позицией в управленческой иерархии.

Взыскание – та или иная мера отрицательного коррекционного действия со стороны руководителя как реакция на недопустимое, по мнению руководителя, и обоснованное рамками должностных инструкций действие или бездействие исполнителя.

Властное отношение – отношение, характерное для реализующего управленческую функцию с акцентировкой на предопределение действий исполнителя, исполнительской системы, участников реализации управленческих проектов, стратегий с возможностью не только коррекции действий исполнителей при несоблюдении норм, но и принуждения к соблюдению и наказания за несоблюдение.

Власть – возможность и обеспеченность силовыми сервисными структурами действий по коррекции реального действия или бездействия лиц, находящихся на более низкой ступени должностной или социокультурной иерархии и осуществляемых в рамках должностных и правовых норм. Другими словами, В. – организационная единица, реализующая управленческую функцию с акцентировкой на предопределение действий исполнителей как реализаторов требований норм с перспективой принуждающей коррекцией при несоблюдении исполнителями норм и возможность их наказания.

Вхождение в деятельность – процесс понимания нормы деятельности, фиксированной до этого процесса, с последующим самоопределением в пользу требований нормы.

Выборочный контроль – осуществление контрольных действий относительно части базового процесса и в рамках непредсказуемого заранее выбора частей, подвергающихся контролю.

Госслужащий – должностное лицо в структуре государственного управления, реализующее порученные ему функции в системе функций государственного управления.

Государственное мышление – мышление в позиции государственного управления в любом звене организационной структуры государственной службы, но с максимальной проявленностью в звене иерарха организационной структуры.

Государственный аппарат – организационная иерархическая структура, реализующая управленческую функцию относительно общества в целом, вырабатывающая и реализующая стратегии и тактики совместных усилий общества в рамках устранения возникающих затруднений в общественной динамике, решения функциональных, развивающих, антикризисных проблем и задач, учитывая динамику межгосударственных отношений и цивилизационную динамику в масштабах страны и мира.

Государство – иерархический механизм управления, обеспечивающий через посредство выработки и реализации стратегий, воспроизводимое функционарное и развивающее бытие страны как целостности.

Государство – организационный механизм, реализующий функции политического управления обществом. Структурирование этого механизма обеспечивается как выделением акцентировок в зависимости от сложившихся сфер бытия и деятельности в обществе, так и внутренней соорганизацией звеньев акцентированного типа.

Делегирование функции – передача в условиях организационно-управленческой коммуникации "функционального места" в той или иной части управленческой позиции, при сохранении позиции в функциональной структуре с учетом особенностей субъективно-профессиональной и иной морфологии партнера, реализующего требования соответствующей функциональной структуры, особенностей морфологического, ресурсного наполнения части функционального места.

Дефицит знаний в управлении –– характеристика уровня недостаточности знаний для корректного принятия конкретного или возможных решений со стороны управленца.

Дефицит ресурсов – нехватка, по фиксированному объёмам и критериям, ресурсов, приводящая к быстрой остановке деятельности.

Деятель – человек, существование которого предопределяется нормой деятельности и предполагает наличие способностей соответствия требованиям этой норме.

Деятельностная квалификация – результат установления уровня профессионализма, соответствующего фиксированному образу опыта профессиональной деятельности определенного деятеля.

Деятельностная позиция – суть место для того или иного типа деятельности в структуре пространства деятельности. ДП. предполагает самоопределение относительно пространства деятельности, места в нем и последующее самополагание в это место ("занятие позиции"). Вторично позиции конкретизируются, вызывая конкретизацию самоопределения и самополагания.

Деятельность – механизмически осуществляемый процесс реализации нормы, в основе которого лежит преобразование "материала" в "продукт", осуществление которого не может произойти "естественным" образом и предполагает использование соответствующих "средств". В функциональной структуре деятельности разделяются собственно преобразование материала в продукт и его рефлексивное обеспечение. В преобразование, кроме "объектной" части, входит "субъектная" часть, включающая адекватное бытие "деятеля", определяющего оперирование средством и его воздействие на материал в рамках нормы этого процесса.

Деятельность управленческая – это тот тип деятельности, который связан с построением и перестроением иной деятельности, называемой исполнительской, предназначенной для производства заранее фиксированного продукта. Управленческая деятельность появляется тогда, когда производство намеченного продукта выделяется из целостности деятельности, оставляя "место" для оформления потребности в продукте, выработке нормативного представления о продукте, способе его получения, снабжения процесса производства, контроля правильности процесса, коррекции хода производства. Данное "место" и заполняется специальной деятельностью – управленческой деятельностью. Поскольку указанные процедуры первично рефлексивны (анализ ситуации, построение норм, проблематизация прошлой практики, выработка критериев проблематизации и депроблематизации с последующим их применением, контроль за правильностью, выработка коррекционных проектов), а лишь вторично не только рефлексивные (снабжение, коррекционные действия), то управленческая деятельность относится к рефлексивным типам деятельности. Рост профессионализма управленца и развитие всей управленческой деятельности по преимуществу опирается на рост рефлексивной культуры управленца. Вместе с возникновением затруднений в исполнительской деятельности, расщеплением причин затруднений, их типологизацией, усложнением исполнительской деятельности, введением различных обеспечивающих звеньев, появлением типизированных коррекций и т.п. исполнительская деятельность превращается в систему деятельности. Самоорганизация и организация самой управленческой деятельности является источником появления систем управленческой деятельности. Направленность управленческой деятельности расчленяется, типизируется, системно организуется и включает внесение коррекций в мышление, действие, общение, коммуникацию, жизнедеятельность исполнителей и исполнитель систем.

Дилетант – человек, не предполагающий соотнесение своих актуальных способностей с требованиями типовых задач профессиональной деятельности и последующего преобразования способностей под эти требования, но входящий в деятельность и вносящий в неё уже сформированные заранее стереотипы.

Документирование – запись значимых содержаний по установленным формам как условие организации, контроля и оценки осуществляемой деятельности, а также как средство выявления событий или их отсутствия в случае конфликтов.

Долг – содержание требований к принципу поведения человека или группы людей, которое понято и принято, и которым создано внутреннее отношение готовности к безусловному выполнению этих требований через посредство конкретизации принципа до уровня решаемых задач.

Должностное лицо – человек, занимающий руководящую должность в аппарате управления и выполняющий определенные функции в пределах своей компетенции.

Должность – функциональное место в системе деятельности, административной иерархии и т.п., конкретизированное суммой типовых задач, прав и обязанностей, за содержание и соблюдение соответствующих требований которых берёт ответственность "входящий в должность".

Допрофессиональный уровень – уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности, не гарантирующий успешного решения типовых задач, лежащих в основе успешности при отсутствии качественно новых условий и требований в деятельности.

Достратегический тип управления – управление, в основу которого не положена необходимость разработки и реализации стратегий.

Дублирование функций – явление в организационных структурах, состоящее в неоправданном повторении содержания функциональных и должностных требований в различных звеньях организационной структуры.

Единоначалие – принятие управленцем на себя единоличной ответственности за процесс принятия и реализации решений.

Заказ – результат фиксации необходимости в чём-либо, появление которого предопределяется построением деятельности в рамках функционирующей или изменяющейся организационной структуры, обладающей достаточным ресурсом или способной к приобретению этого ресурса, а запуск деятельности в этой структуре предопределяется руководителем, к которому обращен заказ. Заказ существует только в деятельностных кооперациях (технологический заказ) или в экономических средах, включающих в себя и деятельностные пространства (рыночный заказ).

Заказчик – человек, который реализует функцию формулирования заказа на материале выражения суммы индивидуальных либо совместных потребностей или результатов критики деятельности, в которой возникло затруднение, связанное с отсутствием каких-либо необходимых компонентов и звеньев.

Затруднение в действии – состояние приостановки запланированного процесса в действии, вызванного неизвестными причинами, раскрытие которых предполагает рефлексию.

Иерархия управления – иерархически построенная организационная структура, реализующая функции управления. В И.У. максимальная ясность вводится в соподчинение представителей разных уровней иерархии, предпочтительная к ясности соподчинений в одном уровне.

Имидж управленца – характеристика оценки действий и результатов управленческой деятельности, даваемая отдельными людьми, группами, представителями сообщества управленцев и т.п., состоящая в положительности или отрицательности отношения к действиям, результатам и инерциальности отношения, уверенности в сохранности качеств действий, внутренних предпосылок к оцениваемым качествам процесса и результата управленческого труда.

Инноватика – практика, состоящая в поиске иного с направленностью на реальное или возможное решение нерешённых задач и проблем.

Инновационная организация управления – организация управления с акцентировкой на поиск новых и более совершенных форм управленческого процесса, в частях и в целостности.

Инспекция – должностное лицо, фиксирующее соответствие или несоответствие результата и процесса деятельности инспектируемой организации имеющимся требованиям к результату или процессу.

Инстанция – звено в иерархии организационной структуры системы управленческой деятельности

Инструктирование – устное или письменное введение жёстко зафиксированных требований к поведению или деятельности, не предполагающая сомнения и проблематизации.

Инструкция – содержание жёстко зафиксированных требований к поведению или деятельности, не предполагающая сомнения и проблематизации.

Информированность управленца – характеристика полноты реализации возможности приобрести информацию по фиксированным сообщениям.

Искусство управления – умение реализовывать управленческую функцию не только на основе рационального "расчёта" всех действий управленца, но и на основе интуиции, а также эстетического чувства относительно всей целостности управления ("эстетическая" рефлексия).

Исполнение решений – воплощение в реальности деятельности содержания требований, предъявляемых к деятелю (исполнителю) со стороны руководителя.

Исполнитель – человек, реализующий требования фиксированных норм преобразования чего-либо.

Исполнительская деятельность – деятельность по реализации требований норм деятельности, вводимые управленцем.

Исполнительская подсистема – система, являющаяся частью охватывающей системы, включающей звенья исполнительства и управления, а также всех сервисных обеспечений.

Кадровая политика – политика, в основу содержания и критериев осуществления которой, кладется высшая значимость полноты реализации идеи соответствия способностей людей реализуемым ими нормам деятельности (и иным нормам).

Кадровая стратегия – стратегия, содержание которой предопределено этапным приближением к соответствию идее кадрового соответствия нормативным требованиям, а также соответствующим факторным обеспечением.

Кадровое обеспечение – процесс обнаружения, подбора, вовлечения, привлечения, оспособления и т.п. специалистов ("кадров") в рамках фиксированных программ, технологий, подходов, методов и др., применяемых в организации.

Кадры – люди, готовность и подготовленность которых позволяет соответствовать нормам деятельности, а вторично – социокультурным, культурным, духовным нормам, обслуживающим профессиональную деятельность.

Кадры управления – деятели, реализующие типодеятельностную управленческую функцию и воспринимающие управление, управленческую деятельность как относящееся к образу своего бытия.

Кандидатура – лицо, предназначенное или предназначившее себя к введению в фиксированную должность.

Качество управления – интегральная характеристика целостности управленческого процесса с точки зрения фиксированного уровня соответствия требованиям управленческой функции, а также фиксированным конкретным требованиям к управленческой деятельности и условиям управления. Чем выше КУ., тем выше уровень требований, которым оно соответствует, тем большую значимость приобретает критерий – "функция управленческой деятельности", проявляющаяся в конкретных условиях.

Квалифицированность – характеристика соответствия способностей и устремленностей человека фиксированным требованиям к профессиональной деятельности.

Коллегиальность – совместность в решении общих задач, в реализации единых типодеятельностных функций или в параллельной реализации различных типодеятельностных функций.

Коллектив – объединение людей в рамках совместно решаемых задач, проблем или совместного достижения целей, соотнесённых с фиксированными идеалами и ценностями при наличии механизма самоорганизации, позволяющего преодолевать расхождение между индивидуальными интересами, самовыражением и т.п. тем, что требуется для успешного решения задач, проблем, реализации ценностей, идеалов. К. обладает неформальной структурной соорганизации, включающей совмещение лидеров и ведомых, консерваторов и прогрессистов, знатоков и критиков и т.п.

Команда – объединение людей, участвующих в совместной деятельности и мышлении, сплочение которых предопределено не столько отношениями симпатии или антипатии, сколько подчинённостью принятым целям, идеалам и ценностям, а также принятым формам коррекции и наказания за несоответствие нормативным требованиям и угрозу неэффективности из-за усиления невписанности самовыражения.

Комиссия – группа лиц, облеченная полномочиями для выполнения специального поручения или разработки вопроса в пределах компетенции управленческой структуры.

Компетентность – профессиональные качества деятеля, соответствующие фиксированной задаче или проблеме, рассматриваемые с точки зрения отбора претендента для их (задачи или проблемы) решения.

Компетенция – совокупность прав и обязанностей должностных лиц (или организаций в целом) в структуре деятельности макросистемы, устанавливаемая в нормативном поле макросистемы и соответствующая её функции.

Консультирование – процесс разработки такого положения мысли, которое могло бы выступить в функции подсказки по способу действия лица, испытывающего затруднение в деятельности, коммуникации, общении и т.п., либо по содержанию ответа на фиксированный затрудняющимся вопрос. К. реализует рефлексивную функцию, а поэтому включает в себя реконструкцию исходной ситуации в деятельности или мышлении, общении и т.п., выявление причины затруднения и разработку коррекции способа действия или содержания.

Конфликт – противодействие в рамках сохранения значимости установки на реализацию "своих интересов", удовлетворение индивидуальных потребностей. Содержание "индивидуальных потребностей" и проявления "эгоцентричности" может меняться в зависимости от перехода от отдельного человека к микрогруппе, группе, макрогруппе.

Конфликтная ситуация – состояние острого противодействия субъективных представителей различных видов работ, вызванная различием интересов, возникающих в рамках выполняемых различных и противопоставленных, противонаправленных работ. Поводом для КС. может выступить несогласие сторон с вариантом решений, способов, направленности решений, с необходимостью признания результатов деятельности и т.п.

Концентрация управления – процесс сосредоточения функций управления в одних "руках" и перехода к вертикальной или иерархической форме распределения целей, задач и т.п.

Кооперативная связь – связь, устанавливаемая между единицами деятельности, мышления, общения и т.п., благодаря которой представители единиц могут ответить на вопросы о том, кто и что должен сделать для партнёра, что он должен ожидать от партнёра для воспроизводства своего бытия.

Кооперативная система – система, специфической чертой которой является взаимозависимость единиц системы с достижением единого для системы результата, фиксированного вклада единиц в получение конечного результата.

Кооперативная структура – структура, в которой взаимозависимые единицы сами устанавливают способы связи друг с другом и содержание получаемых в связке соседних единиц результатов, не вводя требований к связям со стороны организатора.

Кооперативность – тип отношения между деятельностями, в котором устанавливаются распределение обязанностей и зависимости каждой деятельности от других деятельностей и реализация зависимостей без сопротивления со стороны каждой из деятельностей.

Кооперативные структуры деятельности – структуры деятельности, развертывание которых обуславливается установлением взаимных обязательств, касающихся того, что именно должно быть взято или получено из "соседнего" кооперативного звена деятельности, что именно должно быть отдано в это звено деятельности.

Координация – соотнесение и согласование способов бытия активных участников взаимодействия.

Корректность принимаемых решений – характеристика качества процесса принятия решений, состоящая в совмещении учёта реальной внешней ситуации, внутренних возможностей самого управленца и той организованности деятельности, в которой он существует как управленец, рамок, поставленных заказчиком, а также сложившихся стереотипов принятия решения и культурных и профессионально культурных рамок, в которые введён управленец. В частности, КПР. предполагает реализацию ценности максимального использования потенциалов всех, участвующих в принятии решения.

Коррекции стратегий – процесс корректирования изменений содержания стратегий в условиях подчинения этих изменений "метаформе" изменений и соответствующим критериям метауровня.

Коррекция – цикл воздействий, направленный на преодоление ухода базисного процесса от соответствия фиксированной норме и возврат процесса в соответствие.

Культура управления – интегральная характеристика предпочтения использования в управленческой деятельности разнородных (интеллектуальных и духовных) культурных, абстрактных и обладающих сущностью критериев анализа собственной управленческой деятельности

Лицо принимающее решение – человек, реализующий управленческую функцию, имеющий возможность самостоятельно и полностью строить деятельность в рамках содержания понятого и принятого, согласованного заказа со стороны потребителя.

Маршрут движения документов –– траектория движения документов в рамках организационной структуры вместе с осуществляемыми над документами операциями.

Мастерство управленца – это проявление механизма самоорганизации в управленческой деятельности, обеспечивающего адекватное и эффективное реагирование на все типы возникающих воздействий и потребностей в управленческой деятельности.

Масштаб структуры системы управления – степень детализации структуры управления с учётом вертикальной деконкретизации подструктур и уровней.

Матричная структура системы управления – тип организационной структуры управления, возникающий за счёт совмещения программно-целевого и линейного принципа. В рамках принципа линейности (по вертикали) членение осуществляется по отдельным линиям деятельности, а в рамках программно-целевого подхода (по горизонтали) членение осуществляется по программам. МССУ позволяет сократить "протяжённость" управленческих отношений, свести к минимуму отрицательные последствия многоуровневого подчинения, повысить ответственность за содержание и результаты решений.

Метауправление – надстроечная структура над системой управления, обеспечивающая управление, согласование и эффективность подсистем управления и управленческой системы в целом.

Методы управления – методы управленческого воздействия на исполнительские структуры, акцентирующие внимание на прямой или косвенный, формальный или неформальный характер воздействия, а также на различные их сочетания

Механизм управления – целостность форм, методов, средств, принципов и рычагов обеспечения деятельности исполнительских структур.

Мотивация к деятельности – результат внутренней субъективной, индивидуальной оценки системы нормативных требований к деятельности, понятых и проконтролированных руководителем на правильность понимания, сводящийся к принятию требований и взятию на себя обязательств, а также возможных со стороны руководителя и других участников деятельности, коррекционных поправок и санкций (формальных и неформальных).

Надёжность в управлении – характеристика управленческих усилий, реализации управленческих функций в реальных, а чаще в неблагоприятных условиях, состоящая в соответствии поставленным целям, задачам, несмотря на проявление неблагоприятных, отклоняющих факторов внутреннего и внешнего типов. Ряд факторов надёжности включает в себя как волевые особенности руководителей, так и их рефлексивность, зависящую от этого подвижность, гибкость, своевременность нейтрализации меняющихся неблагоприятных воздействий на управленческую и исполнительские структуры, а также и многие иные.

Наказание – тип воздействия на лицо, реализующее понятые и принятые им требования, в случае сознательного ухода от выполнения взятых деятельностных или социокультурных обязательств, направленный на изменение субъективного подхода к реализации требований или для изоляции от деятельности, которой неадекватное для нее самоопределение может нанести большой ущерб.

Неопределённость в управлении – характеристика управленческого процесса, состоящая в акцентировании внимания на отсутствие "достаточной", по фиксированным критериям определенности, оформленности, устойчивости форм текущего процесса, непредсказуемости траектории движения управленческого процесса, негарантированности достижения управленческого результата.

Норма – содержание требования к поведению или деятельности, рефлексии, мышлению и т.п.

Ограничение в управлении – внешние и внутренние условия, необходимость учёта которых ведёт к сужению объема и качества реализации имеющегося потенциала механизма управленческой структуры или уменьшению уровня соответствия внешним требованиям к функционированию и развитию управленческого механизма.

Оперативное управление – достижение управленческих целей в реальных условиях, в ограниченные промежутки времени и при фиксированных нормативных рамках относительно поставленных целей, сводящееся к корректирующим воздействиям при отклонении исполнительской системы от введённых рамок её деятельности, а также к ситуационным дообеспечениям текущей деятельности исполнительской системы.

Оптимальное планирование – использование в ходе планирования процедуры выбора из множества альтернативных вариантов того, который максимально соответствует фиксированному критерию.

Оптимальное управление – включение в управленческий процесс на стадиях отбора альтернатив процедуры поиска максимального соответствия выбранного варианта фиксированным критериям.

Организационная структура в управлении – структура деятельностных мест, объединённых кооперативными отношениями, предопределяющая подбор управленцев как реализаторов требований этих мест в рамках совместной реализации управленческой функции.

Организационно-структурное проектирование – проектирование структуры деятельностных мест, объединённых кооперативными отношениями.

Организационный анализ – анализ деятельности с точки зрения особенностей организационной структуры, либо существующей, либо возможной или требуемой, в рамках фиксированных критериев.

Организация управления – реализация организационной функции при переходе к сложно распределённым формам реализации управленческой функции

Плановая дисциплина – характеристика отношения реализатора норм к контролируемой деятельности и содержанию конкретных, фиксированных норм по критерию "плановости", акцентированности на промежуточные результаты и окончательный результат.

Принятие управленческого решения – процесс принятия решения, соответствующего требованиям управленческого типа деятельности и с учётом реальных условий в управленческой деятельности и в системе деятельности в целом.

Производительность управленческого труда – результат рассмотрения уровня совокупных затрат на работу аппарата управления на "единицу" объема норм для исполнительских структур, реализация которых происходит успешно и обеспечивается своевременными коррекционными действиями

Профессионализм управленца – это соответствие управленца требованиям, вытекающим из особенностей управленческой деятельности и определённости выбранного уровня профессионализма.

Процесс управления – процесс приведения "объекта" управления в соответствие с замыслом, целями, задачами и более абстрактными нормами (тактиками, стратегиями, методами и т.п.), осуществляемый за счёт организованных усилий всех участников управления

Развитие производства – процесс качественного изменения механизма производственной деятельности, приводящего к росту потенциала реагирования и реализации заказов по критериям объёма и качественного разнообразия, сложности и т.п.

Распоряжение –– нормативное утверждение, введённое в устной или письменной форме лицом, могущим принимать решения.

Резервы управления – резервы деятельности, специфичные для управленческой деятельности, и, прежде всего, общий духовный и интеллектуальный потенциал, соответствующий уровень мыслительной культуры и культуры общения, а также уровень развитости группового сплочения в управленческой структуре. К РУ. относится, естественно, уровень совершенства информационно-технологического обеспечения

Результативность управления – степень достижения целей управления, совмещающая степени достижения целей управленческой и исполнительской деятельностей (интегральный результат исполнительской системы). На основе целевого критерия характеристики эффективности вводится механизмический критерий, при использовании которого внимание сосредотачивается не на актуальных особенностях управления, а потенциальных, в рамках которых конкретное достижение управленческих целей превращается во второстепенный эффект, а "правильность" реализации управленческой функции, соответствие культуре управления и т.п. – в первостепенный эффект, являющийся источником "надёжности" и т.п

Рейтинг управления – сравнительная оценка деятельности и личности управленца в соотнесении с такой же оценкой иных управленцев.

Рефлексивная организация управления – организация управленческого процесса на основе акцентировки на своевременность выходов всех участников управления в рефлексию для менее случайного осуществления управленческого процесса и для поиска новых путей в достижении целей управленческой деятельности.

Рефлексивное управление – управление, опирающееся на ценность рефлексивной самоорганизованности во всех деятельностных позициях, а также рефлексивно обеспеченной типодеятельностной и целостно-деятельностной самоопределенности и осознанности. При РУ. стремятся обеспечить совмещение частной самоопределенности участника совместной деятельности с самоопределением в рамках всей кооперативно-деятельностной системы.

Руководитель – лицо, отвечающее за функциональное звено или функциональное целое в системе управления, имеющее в подчинении исполнителей или управленцев и наделённое полномочиями в реализации управленческих функций в "своём" звене в рамках иерархии отношений в управленческой структуре.

Самооценка в управлении – оценка управленцем своих субъективных проявлений в управленческой деятельности относительно фиксированных эталонов, норм, функциональных характеристик, идеалов и ценностей управленческой деятельности.

Самоуправление в деятельности – характеристика полномочий, механизма реализации идеи "самостоятельного" реагирования на внешние заказы и требования со стороны части или всего коллектива работников, а не выделенного в штатном расписании руководителя.

Система деятельности – структурное целое множества однородных (однотипных) и разнородных (разнотипных) деятельностей, полученное в ходе системообразовательного процесса на основе последовательного устранения "разрывов" или в априорном конструировании системы.

Система управления – организационная структура, обеспеченная всем необходимым и реализующая функцию управления, а также требования различного типа норм управленческой деятельности.

Социализация труда в управлении – разделение нормативного содержания деятельности и закрепление должностным лицом в управлении (оргпроектировщик) звеньев процессуально-структурной схемы деятельности управленческой системы за отдельными формализованными группами (подразделениями, службами и т.п.) и последующим документально-нормативным оформлением этого закрепления.

Стандартизация – процесс создания стандартов и их применения для повышения степени соответствия продуктов и процессов, услуг в деятельности их функциональному предназначению, для способствования воспроизводству деятельности и её результатов, которые отвечают требованиям потребителя и фиксированным критериям соответствия этим требованиям.

Стиль управления – специфические стереотипы управленческого поведения, возникающие или вносимые извне из арсенала стереотипов, имеющие одно критериальное основание, возникающее из придания принципиальности одному из акцентов в единой картине управленческого поведения в пределах удобства самоорганизации вводящего акцент.

Стратег – управленец, осуществляющий разработку и реализацию стратегий, а также коррекцию содержаний стратегии при оценке возникающих затруднений в реализации фиксированной стратегии.

Стратегема – единица стратегии, могущая развернуться в полноценную стратегию с соответствующим единице акцентом.

Стратегическая установка – субъективная устремленность, готовность к реализации или созданию стратегии.

Стратегические коррекции – коррекции хода деятельности кооперативных и иных систем в случае несоблюдения ими требований стратегии.

Стратегический контроль – контроль за соответствием реального хода деятельности кооперативных и иных систем требованиям стратегии.

Стратегический подход к кадровому обеспечению – кадровое обеспечение в условиях введения стратегии, понимания её содержания и выработки отношения к ней, необходимости проходить путь в соответствии с рамками стратегии и своевременного самокорректирования под требования стратегии.

Стратегическое планирование – мыслительный процесс выработки стратегического представления для объекта управления в позиции "иерарха" иерархической управленческой структуры, вызванный сменой притязаний иерарха, оформляющего нужды целого или, кардинальным изменением внешних или внутренних условий бытия объекта управления.

Стратегическое проектирование – специфическая форма проектирования, особенность которой предопределяется включённостью проектировочного мышления (и мыследействования) в стратегическое управление. Подобно тому, как "управленец" в ходе профессионального понимания заказа и его оформления в языке теории деятельности строит "пространство деятельности" или абстрактное выражение кооперативной системы деятельности, продукт которой "соответствует" содержанию заказа, а затем конкретизирует пространственно-деятельностное представление в зависимости от имеющихся ресурсов (всех типов) и придаёт результату построения нормативный статус (превращает его в проект деятельности), так и "стратегический управленец" выражает заказ "большой системы" (предприятие, организация, отрасль, регион, страна) в языке теории деятельности, соотносит пространственно-деятельностное представление с имеющимися или возможными ресурсами и придаёт результату проектный статус. Но в отличие от "обычного" управленца он сохраняет у проектного содержания высокий уровень абстрактности, переводя представления о ресурсах на этот уровень. Кроме того, стратег соотносит заказ с принципиальными типами бытия самой "большой системы" (становление, функционирование, развитие, редукция) и принципиальными типами отношений с иными большими системами (содеятельность, кооперативность, противодеятельность, псевдодеятельность) и с особенностями бытия, фазы бытия универсума деятельности и охватывающего универсума. В проектировании могут принимать участие все те, кто включён в управленческую структуру, но при соорганизующем управлении "иерарха" или его представителя ("штабист"). Стратегический проект затем конкретизируется и "членится" в зависимости от переноса содержания ко всем звеньям управленческой иерархии. Появляются стратегически значимые проекты для реализаторов. В ходе реализации конкретная информация о действиях соотносится со стратегией и определяется уровень соответствия, а затем общее соответствие или несоответствие происходящего фиксированной стратегии. После критического уровня несоответствия стратегия подвергается проблематизации, коррекции в ситуационном стратегическом допроектировании или принимается решение о коррекции ресурсного обеспечения или организационно-структурных коррекциях. Основная проблема сохраняемости осмысленности в стратегическом проектировании – соблюдение требований культуры мышления в структуре проектировочных отношений управленческой иерархии (работа с "одной информацией" в нескольких уровнях абстрактности–конкретности мышления и результатов мышления).

Стратегическое управленческое самоопределение – соотнесение образов актуального "Я" и "Я", вытекающего из особенностей стратегической конкретизации требований управленческой типодеятельностной функции. СУС. конкретизируется при учете специфики конкретной стратегии.

Стратегия – абстрактно-нормативное выражение пути достижения новой абстрактной цели совокупными усилиями представителей той или иной целостности (социокультурной – институт, предприятие, регион, страна, сообщество, макрогруппа и т.п.), перед которой стала необходимость принципиального изменения направленности пути, смены ценностных и идеальных систем, качественной коррекции механизма и т.п. Организация, обладая некоторой устроенностью ("механизм"), должна сохраняться и вписываться в окружающую среду (естественную и социокультурную). Внешняя предназначенность (функциональная характеристика) должна совмещаться и гармонизироваться с внутренней механизмичностью и реализацией внешней функции. Внешняя функция рефлектируется и выражается в "миссии" организации. Она охватывает долгосрочные рамки существования. С. – ответ на вопрос о том, как должна существовать организация в соответствии с миссией. Определенность ответа на этот вопрос зависит от эффективности долгосрочного результата – цели организации. Поэтому стратегия определяется относительно и функции, и миссии, и цели организации. Функциональное содержание зависит от сущности деятельности и мира деятельности в целом, а миссия – от деятельности самоопределения, соотнесения с внутренними долговременными интересами, тогда как цели зависят от понимания внешних условий. С. выражает целевое, миссиональное содержание и содержание способа достижения цели, переходы от одного этапа к другому, от достижения одной промежуточной цели к другой, вплоть до конечной – в "общей форме" или абстрактно, а не конкретно. Это позволяет учитывать складывающиеся по пути условия и придавать нормативным представлениям о пути нужную подвижность, гибкость, конкретизацию не нарушая требований общих рамок. С. даёт представление о пути организации как целостности и целостности самого пути. Поэтому все участники управления могут найти в стратегии своё место и соотнестись с местами и типами усилий всех партнёров, что ведёт к росту согласованности и целостности управленческого коллектива. Для совмещения усилий управленцев требуются соответствующий уровень самоопределения в целостности организации и в окружающих условиях, уровень самоорганизованности и уровень мышления, мыслительной культуры. С. появляется либо при необходимости оформить уже существующий долговременный путь организации, либо при порождении абстрактно выраженной формы пути, либо при смене миссии и макроцелей, либо при качественном изменении механизма организации. В последнем случае появляется собственно С. развития организации, влекущая смену содержания стратегии её функционирования. Естественно, что поводом для создания или коррекции стратегий выступают внешние и внутренние проблемы. В качестве подобных проблем могут выступать ограниченности внешних и внутренних ресурсов, неоформленность внутреннего механизма. Во всех случаях при построении стратегии высший руководитель и его "соратники" должны восстановить согласованность функций целого (организации, отрасли, региона, страны, цивилизации и т.п.), его миссии и макроцелей. Порожденная стратегия должна, как и любая норма, иметь своего субъективного "носителя", ответственного за сохранение и реализацию, также как и процесс порождения – ответственного за результат и способ порождения ("стратег"). Время сохранения должно быть не менее времени сохранения значимости и "актуального бытия" стратегии (в порождении и воплощении). Как любая норма, стратегии предполагают контроль и коррекции, а также соответствующие обеспечения ресурсами, конкретное осуществление которых соотносится с реальностью условий, внешних и внутренних, но в пределах " консервативности" рамок стратегии. В стратегическом управлении особую роль играет не столько конкретное контролирование и корректирование, сколько полноценная аналитика (рефлексия) всего механизма реализации стратегии, а затем и слежения за целостностью цикла бытия стратегии (порождение, воплощение, коррекция содержания и т.п.), её эффективности и т.п. Изменяемость стратегии должна быть соотнесена с определенностью механизма деятельности организации, потенциалом внутренних ресурсов ("производственного", реализационно-сбытового, аналитического, "трудового", культурного, научного и т.п.). Особые формы технологии управления в стратегическом управлении приобретают при повышенной нестабильности внешних условий и внутренней структурной неопределённости, ресурсной необеспеченности. В этот период повышается значимость рефлексивного управления, в котором все ведущие руководители и их аналитические сервисные структуры резко увеличивают объем рефлексивного анализа (анализа действий, согласования, самоопределения и т.п.) по ходу совершения всех обычных для каждого уровня управления действий. Те же особенности становятся значимыми при наличии "конкурентных" (в том числе противодеятельностных) отношений, осложняющих "спокойную" реализацию стратегии. Появляется фокусированный слой стратегии "нейтрализации" конкурента (цивилизованной или силовой) и приобретение преимуществ в противодействии. Стратегии должны быть обоснованы, чтобы исключить случайность затрат ресурсов и объем деятельностных усилий. Как продукт мышления (индивидуального или группового) стратегия подчиняется требованиям, характерным для получения неслучайного результата и проистекающим из мыслительной культуры. В том числе особую роль играет умение работать с абстракциями (понятиями, категориями и т.п.), умение строить и использовать концепции того, о чём ведётся речь. Стратегия, как абстрактная норма деятельности, предстаёт как процессуально нормативное "переложение" концепции (в науке – теории), согласованное с результатами проблематизации и ценностью самоопределения. Стратегия предназначена для ответа прежде всего на фундаментальные вопросы деятельностного бытия организации, для реагирования на принципиальные проблемы (не задачи). Поэтому она предваряется масштабной рефлексией (анализом) ситуации, прогноза динамики изменений, предыстории организации и т.п. Чем менее стабильной выступает ситуация, чем менее оформленным является механизм деятельности организации, тем большее место должно занимать формирование коллектива, обладающего, благодаря культурной и специальной подготовке, качествами "универсального коллектива", могущего следовать различным, но профессионально и социокультурно корректным, стратегиям. Критическая оценка положительных и отрицательных особенностей организации и её коллектива должна быть вписанной в рефлексивное сопровождение поиска путей и реализации стратегий, а также соотнесена с результатами и процессом прогнозирования проблем, внешних и внутренних. Т.е. С. – наиболее общее ("абстрактное", в оппозиции к более "конкретным") представление о последовательных переходах от нежелаемого состояния объекта к желаемому состоянию, вырабатываемое в позиции "иерарха" иерархической управленческой структуры в случаях "судьбоносного" характера для динамики бытия объекта.

Сфера деятельности – результат завершения системообразовательного процесса в деятельности, когда все последующие заказы и задачи определенного типа могут быть решены в пределах уже имеющейся "системы". В Сд. единицей выступает не монодеятельность, а "система деятельности", могущая реализовывать допустимый в Сд. тип заказа и соответствующий особенностям системы деятельности. Кроме того, вся Сд. приобретает черты целостности, где теряется самостоятельность каждого из звеньев, а заказы обращены первично к Сд., а лишь затем к звену Сд. с вполне определенной траекторией перехода заказа от базового слоя к остальным слоям и блокам целостности. Для Сд. специфична трактовка целостности как имеющей "глубинное" основание, содержательно представляемое в форме "функционального пространства деятельности" (абстрактный уровень) и основанное им "организованностное пространство деятельности" (конкретный уровень). Принадлежащее ему конкретное устройство Сд. является подвижным и изменчивым с учетом ситуации, условий, но в рамках абстрактного основания.

Творчество управленца – это продуктивно ориентированное самовыражение управленца в условиях, стимулирующих выход за пределы решаемой задачи.

Территориальное управление – управление объектами, расположенными на территории, с учётом общности условий их бытия со всеми объектами на этой территории.

Типизация процесса управления – процесс выявления существенно значимых типовых признаков всех стадий процесса управления и их использование для преодоления уникальности каждого из процессов и прямой зависимости от меняющихся обстоятельств, для внесения в выделенные части процесса управления той или иной меры унификации, стереотипизации и т.п. форм как условий придания управленческому процессу характера воспроизводимости.

Требовательность – характеристика субъективных качеств в реализации управленческой функции, состоящая во введении, явно или косвенно, обязательности выполнения исполнителем своих обязанностей.

Труд – деятельность должностного лица или иного деятеля, предполагающая экономическую оценку процесса и результата труда (зарплату) со стороны руководителя предприятия, организации, фирмы и т.п

Трудовая дисциплина – сознательное и строгое выполнение работниками своих обязанностей, трудового распорядка, правовых и социальных норм в пределах своих должностных функций.

Трудовой договор – соглашение между работниками предприятия и представителями предприятия как основание выработки обязательств для участников трудового процесса выполнять предписываемую работу на определённой должности по определённой специальности и квалификации в рамках трудового распорядка, а для представителей предприятия выплачивать зарплаты и обеспечивать технические и социокультурные условия труда в соотнесении с законодательством о труде.

Трудовые споры – разногласия между работниками и представителями администрации, носящие тенденцию к обострению и касающиеся условий труда, способов привлечения к решению задач, зарплаты и т.п.

Управление – процесс и соответствующая социотехническая функция, содержанием которых является придание бытию управляемого нечто заранее намеченного "рисунка", особенности, доступных для управляемого нечто.

Управленческая задача – задача, формулируемая управленцем в рефлексии своих мыследействий и своей деятельности в целом и соответствующая как типодеятельностной управленческой функции, так и реальным условиям управления деятельностью "исполнителей", а также выбранному, из допустимых, типу самоопределения в сложившихся условиях деятельности.

Управленческая команда – объединенность участников управленческого процесса вокруг фиксированных кратковременных или долговременных целей управленческой подсистемы, обладающая высоким уровнем сплочения, доверия друг другу, готовности к взаимопомощи с тенденцией переноса сплочения на реализацию иных целей.

Управленческая культура – это соответствие требованиям культуры применительно к особенностям управленческой деятельности. Поскольку идея и "технические" выражения идеи культуры зависят от специфики деятельности, то наряду с полнотой содержания культурных требований значимость и относительный вес этих составляющих требований структурируются в зависимости от того, что вводится в управленческой среде как наиболее важное для управленческой деятельности. В основе управления лежит совмещение двух групп процессов – рефлексивные и коррекционные. Поэтому для реализации рефлексивных функций в управлении при вычленении ценностей неслучайности, истинности и др. появляется потребность в рефлексивно-мыслительной культуре управленца. Также вычленяется коррекционная культура, предполагающая учет как управленческих требований, замыслов, идей, так и особенностей жизни, деятельности и условий и т.п., характерных для управляемых подсистем, для исполнительского слоя систем деятельности. Рефлексивная и коррекционная ориентация в культуре управления обращены как вовне, на исполнительское звено, так и вовнутрь, в рамках самоорганизации и подчинения себя сформированным и доказательно оправданным требованиям. Коррекция расчленяется на составляющие в зависимости от типа исполнительских подструктур (индивидуальное, групповое, командное исполнение и др.), от многообразия механизмов, включенных в исполнительскую деятельностью (мотивация, мышление, самоопределение, решение задач, проблем, общение, коммуникация, конфликт и др.). Таким образом, УК. – система абстрактных требований к осуществлению управленческих действий, коммуникации и общения, самоорганизации и совершенствования качества управленческой деятельности в рамках ценности соответствия требованиям типодеятельностной функции и, вторично, требованиям деятельностного "мира", социальной и культурной среды.

Управленческая рефлексия – это рефлексия, осуществляемая в управленческой деятельности. Она обращена как к анализу исполнительской деятельности и субъективным проявлениям исполнителя, так и к собственным проявлениям в рамках самоорганизации. В управленческой рефлексии выделяются слои реконструкции исполнительской деятельности, выявление причин затруднений в ней, выработка изменений в способе исполнительской деятельности, выявление необходимого обеспечения изменений в деятельности исполнителя, рефлексия корректирования и контролирования действий исполнителя, а также реконструкция управленческих действий, мышления, самоопределения, самоорганизации и других моментов самих проявлений управленца. Рефлексивные способности лежат в основе управленческой деятельности, однако особое значение имеет влияние общей рефлексивной практики и рефлексивной способности на развитие управленческого мышления и управленческого самоопределения. Именно они, наряду со способностями к общению, идентификации и согласованиям, составляют общую базу профессионального саморазвития управленца. Наиболее интенсивное развитие управленческой рефлексии осуществляется в условиях инновационной деятельности организаций и в референтных ситуациях. Организация этого развития достигается в игровом моделировании, особенно в развивающих играх типа "организационно-деятельностная игра". Таким образом, УР. – рефлексия, осуществляемая управленцем, обращенная к реализации им требований управленческой функции и фиксированного проекта управленческой деятельности.

Управленческая функция – это функциональная характеристика деятельности управленца в системах деятельности и в универсуме деятельности в целом. Она выделяется в практике взаимодействия людей, связанной с достижением совместно принятой и реализуемой цели. Вычленение этой функции предопределяется логикой разделения усилий, где критерием служит различие между действием и анализом действий, выработкой коррекций способа действия. Вместе с практическим выделением аналитического, а затем и корректировочного звена появляется потребность осознавания перспективности сохранения выделения и способов бытия в этом звене распределенной деятельности. Анализ реального опыта должен быть концептуализирован и вместе с обобщением выявляется исходная абстракция, где разделение действия и анализа действия носит всеобщий характер, превращается в функциональную характеристику аналитического звена. В функциональном анализе всегда выявляется и выясняется, что должен сделать деятель в кооперации для своего партнера и что должен сделать партнер для него. Абстрактная характеристика обязанностей выступает как функциональная характеристика бытия "для-иного", отражающаяся в определении обязанностей по способу бытия. Управленческая функция состоит в построении такой деятельности исполнителя (исполнителей), чтобы можно было гарантировать приемлемую для заказчика реализацию содержания заказа.

Управленческие задачи – задачи, соответствующие требованиям управленческой типодеятельностной функции.

Управленческие отношения – отношения, складывающиеся между сторонами совмещённо осуществляемой деятельности, в рамках предполагаемого, согласовываемого и осуществляемого соглашения о реализации каждой стороной управленческой функции, не противостоящей реализации этой функции иной стороной. УО. характерны гибкими сочетаниями и переходами от пребывания в управленческом "месте", и наоборот.

Управленческие проблемы – проблемы, соответствующие требованиям управленческой типодеятельностной функции.

Управленческое воздействие – воздействие управленца или представителя сервиса управления, которому делегирована коррекционная функция, осуществляемое в отношении исполнителя или подчинённого исполнительскому звену сервиса управления, направленное на приведение того, на кого направлено воздействие, в соответствие с фиксированной нормой его деятельности, ранее созданной и вменённой или согласованной с её реализатором.

Управленческое мышление – это мышление, осуществляемое в позиции управления. Поскольку управленческие функции предполагают соответствующие требования к мышлению и деятельности, то общие свойства мышления специфицируются в рамках этих функций. Наиболее общие требования связаны с рефлексивностью управленческой позиции. Следовательно, для управленческого мышления характерны соотнесенность с необходимостью ситуационной реконструкции, поиском причин затруднений в достижении поставленных управленцем целей или в реализации им сформулированных способов действия исполнителей, коррекцией содержания способов действия исполнителя. В реализации контрольной функции объем рефлексии уменьшается до опознавания несоответствия или соответствия установленной норме деятельности. При реализации функции снабжения способ поведения и анализ ситуации, корректировочные процессы осуществляются для самого управленца, вплоть до делегирования и этих функций, процедур исполнителю. Особым блоком управленческого мышления выступает рефлексия своей деятельности и мышления. Поэтому вместе с осознанием значимости своей самоорганизованности в достижении целей и надежности в реализации требований заказа или вышестоящих руководителей в сам рефлексивный процесс вносятся критерии, а мышление управленца превращается в культурно значимое, ведущее к качественному совершенствованию. Управленец в ходе своего мышления вносит слой рефлексивного слежения, учета природы мышления и места субъективных качеств в правильном осуществлении мышления. Управленческое мышление может быть имеющим стихийные и культурные оформления. Наиболее жесткими формами культурного осуществления мышления в управлении являются постановка задач и проблем в рамках логических требований. Это предполагает владение операциями, характерными для оперирования понятиями и категориями, применение схемотехники, использование логико-семиотического сознания и др. В современной культуре управленческого мышления и в рамках акмеологических ценностей разработаны модели и технологии, учитывающие опыт самых сложных форм принятия решений в игромоделировании.

Управленческое решение – подготовка и последующий выбор одного из множества альтернативных проектов исполнительской деятельности.

Управленческое самоопределение – соотнесение образов "Я", один из которых отражает реальные, сложившиеся устремления управленца как человека во всем его разнообразии, а другой выражает требования управленческой типодеятельностной функции. В УС. преимущество складывается в пользу функционального "Я". УС. – это самоопределение, осуществляемое в управленческой позиции. Особенности функциональных требований управленческой позиции отражаются на проявлении общих свойств самоопределения. В отличие от жизнедеятельностного самоопределения управленец строит сначала абстрактно-нормативное (функциональное) представление об управленце и сопоставляет его с актуальным представлением о себе. Если управленец находится в начале своего профессионального пути, то вероятность результата сопоставления в пользу образа актуального состояния себя остается высокой. Вместе с профессионализацией складывается устойчивая установка на тот результат, который предполагает функциональные требования и открывает путь к адаптации актуального состояния к этим требованиям. В рамках устойчивой функциональной самоопределенности управленец осуществляет сопоставление с содержанием тех образов себя, которые возникают из понимания более конкретных норм своей деятельности, вплоть до решения совершенно конкретных задач. Вместе с вариативностью этих задач при сохранности ценности функции управления результат самоопределения может быть и в пользу, и не в пользу образа себя в пределах содержания задачи. Инновационная практика управленческой деятельности предполагает пересамоопределение через посредства отхода от прежней задачи и построения проблем, а затем прихода к новой задаче. Самоопределение в профессиональной деятельности управленца связано с учетом огромного количества нормативных рамок и принципов их построения. Поэтому высшие формы самоопределения управленец может получить, освоить за счет игромоделирования, так как в нем максимально выделяется инновационный слой в структуре управленческой деятельности и максимально подвергается рефлексивному осознанию. УС – самоопределение относительно функции управленческого типа деятельности и различных ситуационно значимых норм управленческой деятельности, а также с учётом фиксированных условий деятельности, провоцирующих нормативные коррекции управленческого бытия.

Управленческое сообщество – сообщество всех, кто реализует управленческую функцию и объединены вокруг фиксированной профессиональной, а вторично, социокультурной установки, макроцели, идеала, ценности, стратегии и т.п.

Функциональная избыточность в управленческой структуре – введение излишней для "нормального" функционирования функциональной нагрузки для тех или иных, а возможно и всех элементов управленческой структуры в целях повышения надёжности структуры в целом, приводящей к совмещению "своей" и "не своей" функции и гарантированности реализации всех функций. Указанная избыточность вызывает излишнюю трату ресурсов, особенно "внутренних" (интеллектуальных, эмоциональных и т.п.), и подготавливает условия для "вытеснения" дополнительных нагрузок или для деструктивных следствий.

Ценности управленческой деятельности – это наиболее абстрактное выражение деперсонифицированных оценок места управленческой деятельности в деятельностных кооперациях и способов бытия в нём человека как управленца

Централизация управления – процесс возврата делегированных функция из всех звеньев управленческой структуры в "центральное" звено с сохранением исполнительски ориентированных обязанностей.