Курс "Развивающее консультирование"

Развивающее консультирование: Учебно-консультационный курс «Организация процесса принятия управленческого решения на стратегическом уровне»

Подавляющее большинство руководителей осуществляют процесс принятия управленческого решения случайным, неконтролируемым образом, что крайне негативно сказывается на качестве самого решения. В свою очередь следствия неправильных решений могут приводить к возникновению все более сложных проблем в деятельности хозяйствующей единицы.

Причина стихийности процессов принятия управленческих решений лежит, с одной стороны, в недооценке важности правильной организации процесса, в устремленности руководителей скорее на результат мышления, нежели на его форму. С другой стороны, большинство руководителей не владеют даже необходимыми минимальными знаниями о сущности процесса принятия управленческих решений, не говоря уже о требующихся соответствующих способностях. Ситуация выглядит еще более удручающей, если рассматривать принятие решений на стратегическом уровне, где требуются еще более строгая организация процесса и владение сущностными представлениями, как по объекту управления, так и по самой стратегической работе руководителя.

Цели развивающего консультирования

Для преодоления вышеуказанной проблемы нами был разработан специальный учебно-консультационный курс. Данный курс направлен на коррекцию самого процесса принятия управленческого решения участника в сторону его организованности с применением надежных сущностных средств мысли, с попутным консультированием участников по проблемным узлам (как по способу принятия решения, так и по его содержанию). Особое внимание в рамках курса уделяется вопросам стратегического планирования деятельности руководителем.

Основные цели:

  • Приобретение способностей по самоорганизации в ходе принятия управленческого решения (в т.ч. стратегического).
  • Получение представлений о сущности процесса принятия управленческого решения на тактическом и стратегическом уровнях.
  • Получение консультационных подсказок по снятию основных затруднений, с которыми сталкиваются слушатели в своей саморганизационной и аналитической практике.
  • Приобретение первичного опыта и умения в культурной самоорганизации в ходе принятия управленческих решений.
  • Развитие способностей, необходимых для решения мыслительных задач и проблем повышенной сложности.
  • Принципиальное решение наиболее важных практических проблем слушателей.

Попутная цель:

Структура и содержание учебно-консультационного курса

Целевой аудиторией для учебно-консультационного курса являются руководители среднего и высшего звеньев управления, которым нужны не только консультационные рекомендации, реагирующие на трудности в текущей ситуации на местах, но и принципиальная помощь в организации их процесса принятия управленческих решений. Это, конечно, предполагает готовность слушателей к самоизменению в рамках учебно-консультационного процесса, к развитию своих аналитических способностей.

Структура курса включает в себя три основных блока: вводный, основной и итоговый.

В курс закладывается не просто консультирование, а само-консультирование. Т.е. участник курса должен сам сформировать себе подсказку. Ведущие курс всего лишь организуют этот процесс. Это – развивающее консультирование.

Вводный блок проводится в лекционно-семинарской форме и направлен на ознакомление участников с минимально необходимой теоретической базой. Данная база включает в себя основные теоретические схемы, выражающие существенные представления по механизму управленческой деятельности и особенностям процесса принятия стратегических решений.

Основной блок предполагает следующие процессы. Во-первых, участники должны кратко зафиксировать наиболее значимые, воспроизводящиеся проблемы своей деятельности. Далее с помощью тренера-консультанта слушатели осуществляют анализ проблемной ситуации. Наиболее значимым моментов ситуации является сам процесс принятия решения (и сопряженные с ним факторы), который также подвергается анализу с точки зрения правильной его организации. Данная работа сопровождается паузами для анализа затруднений, улучшения способа работы и самокоррекции участника под новый способ принятия решения. Так слушатели проходят в своей работе основные фазы аналитики (исследование ® концептуальная работа ® проблемный анализ ® проектирование) и снимают неслучайным образом заявленную проблему, с существенной коррекцией и своего способа принятия управленческого решения. Если данная проблемная ситуация рассматривается с позиции верхнего руководителя, то от участника требуется удержание стратегической позиции в прохождении этого пути, что обеспечивается благодаря поддержке консультанта. За счет этого, кроме решения проблемы, у участников формируются способности по стратегическому принятию решения.

Итоговый блок включает в себя анализ осуществленной в основном блоке работы с выработкой технологических самоподсказок по организации своего процесса принятия стратегических решений. Итоговый блок может включает небольшие тренинги по отработке новых навыков по принятию стратегических решений. При этом участники объединяются по группам, в соответствии с наиболее актуальными недостающими аналитическими способностями и каждая группа выполняет свой комплекс тенинговых процедур.

В обеспечении развития участника ведущий отслеживает четыре момента: три внутренних составляющих (интеллектуальная, мотивационная и самокоррекционная составляющие) и одна внешняя составляющая (общенческое, т.е. умение входить в контакт с другими). Гармонизация роста всех составляющих – есть особый тип самоорганизации в развитии.

Организационные рамки курса

Продолжительность курса. Три рабочих дня (по 8 часов).

Формы работы. Обучающее консультирование организовано в форме работы в подгруппах (по 5 чел.) и межгрупповом пленарном обсуждении. Кроме этого ведущие курс тренеры-консультанты проводят в подгруппах специальные фазы по анализу и совершенствованию способов работы, а также консультации по использующимся теоретическим средствам. К каждой подгруппе прикрепляется свой тренер-консультант.

Комплектация подгрупп. Наиболее эффективно формировать группы участников из одной сферы деятельности, организации, региона для последующей командной работы в рамках инновационной стратегии. Для одного потока достаточно иметь 2-3 подгруппы, но допускается и 4-5 подгрупп.

При потоке в 10-12 человек (2 группы) предполагается 2 тренера-консультанта. Есть договоренность о проведении в рамках курса 3-х консультаций доктором психологических наук, профессором РАГСа Анисимовым О.С.