О методе работы с текстом

Автор материала: 
Соловьев Н.П.
Кому предназначен материал: 

Методом работы с текстом (МРТ) в традиции Московского методолого-педагогического кружка принято называть метод, разработанный методологом проф. О.С. Анисимовым. Отличительная особенность МРТ от других техник – его направленность на обеспечение контроля понимания содержания за счет перехода от оперирования образами в плане сознания к оперированию со схемами на внешнем плане.

Такой способ работы обеспечивает глубокое проникновение в содержание авторской мысли, что особенно ценно в ситуации при занакомстве с новой предметной областью или новой культурной традицией. 

На чем же основан этот метод? Рассмотрим типовую ситуацию использования текстов. 

С помощью текста автор пытается передать читателю свое представление об объекте, который читатель, по какой-то причине не может непосредственно видеть. Соответственно читатель, понимающий текст, должен определить про какой объект ведется речь, как устроен объект, т.е. какие у него части и как эти части между собой связаны, зачем автору нужно было рассказывать про этот объект и т.п.

При построении текста Автор пользуется некоторым языком. Как известно язык, как средство общения представляет собой набор терминов, ассоциативно связанных с некоторыми привычными образами, а также набор правил оперирования с этими терминами. На эти стандартные «кирпичики» автор разбивает свое представление и упаковывает его в текст. Тогда как Понимающий, опираясь на последовательность терминов, включенных в текст, должен попытаться реконструировать исходное представление автора. 

При обычном чтении цепочки слов текста порождают некоторые образы в сознании читателя, которые и считаются отражением того, о чем хотел сказать автор. 

Совсем по-другому выглядит процесс понимания при использовании МРТ. Здесь при организации понимания делается упор на использование логических принципов (ссылка на текст про логику). В предельном случае это два противоположных логических принципа: принцип «дополнительности» и принцип «уточняемости». Суть этих принципов в следующем, если у нас есть два высказывания в тексте и в одном речь идет про некоторый объект, а в другом про другой объект, то можно сказать, что автор переходя от одного высказывания к другому пользуется (возможно сам того не подозревая) принципом дополнительности. Если же автор во втором высказывание обращается к части или какой-то характеристике объекта, упомянутого в первом высказывании, то можно говорить о связи этих высказываний по принципу уточняемости. 

Опираясь на эти принципы можно преобразовать текст как линейную последовательность элементов в некоторую структуру, отражающую «устройство» описываемого автором объекта. Такая структура, построенная на части текста, становится средством понимания остального текста. Действительно, при использовании МРТ понимающий должен, обращаясь в фрагментам текста, строить свои версии их понимания и их взаимоотношения. Новые отрывки позволяют проверить сделанные предположения. Тем самым в рамках МРТ понимание текста превращается в процесс выдвижения и проверки гипотез, результат которого аккумулируется в порождаемую структуру содержания текста. И тогда каждый новый отрывок оценивается с точки зрения соответствия схеме этой структуры и соответственно его содержание может трактоваться как уже отраженное в этой структуре, как дополняющее ее, как уточняющее какой-то ее элемент или как нечто противоречащее этой структуре, тем самым появляется основание для сомнения в верности выдвинутых ранее гипотез, и как следствие появляется необходимость перестройки структуры. 

При использовании МРТ, работа с текстом приобретает операциональный характер, становится наблюдаемой для понимающего текст, и поэтому сама может быть описана в тексте. Появляются так называемые рефлексивные тексты (ссылка на текст про Рефлексию), описывающие процессы понимания текста. Анализ этих текстов позволяет оптимизировать процессы понимания, повысить их эффективность. В частности рефлексивной организации могут подвергнуться процессы построения схем.

Тем самым МРТ имманентно содержит механизм саморазворачивания и самоусложнения и потому можно сказать, что он является двигателем интеллектуального развития понимающего. 

В своем развитом виде МРТ предполагает использование логики систематического уточнения (ЛСУ – ссылка на текст по ЛСУ) для организации мыслительной работы понимающего, языка схематизированных изображений (ЯСИ – ссылка на текст по ЯСИ), наборы категориальных схем, например теоретико-деятельностная парадигма «Азбука» (ссылка на общую теорию деятельности).

Можно сказать, что в развитом виде МРТ включает в себя все типовые мыслительные, мыслекоммуникативные и рефлексивные процедуры, встречающиеся в работе с устными и письменными текстами и в коммуникативной практике в целом. 

МРТ подробно описан в следующих работах:

1. Анисимов О. С, Охрименко В. А., Князев Н. М., Чернушевич В. А. Системо-деятельностный подход к проблеме практической подготовки студентов:Учебное пособие. — Пенза: Пенз. политехи, ин-т, 1981

2. Анисимов О.С. "Метод работы с текстами" и интеллектуальное развитие М., 2001


Н.Соловьев