Антикризисные орг-деятельностные игры

Форма материала: 
В целях преодоления проблем компании, связанных с внешними условиями кризиса, предлагается система из двух деловых игр:
1. Организационно-деятельностная игра  «Диагностика проблем деятельности предприятия»
2. Коммуникативная игра «Разработка стратегии деятельности предприятия в условиях кризиса».
Продолжительность: 2 дня (по 8 часов).
Количество участников: 15 - 40 человек.
Желательный состав участников: руководители высшего и среднего звеньев, а также специалисты аналитических структур управления. 

1. Организационно-деятельностная игра по теме: “Диагностика проблем деятельности предприятия”

Основные цели орг-деятельностной игры

  • Согласование видения внутренних причин проблемной ситуации в компании;
  • Формирование у участников умений по диагностики кризиса в компании.

Основные учебные задачи деловой игры

Развитие у участников следующей группы умений по диагностике кризиса: 

  • умение по анализу внешней и внутренней среды компании
  • умение по сопоставлению общей картины деятельности компании с уровнями кризисности. 
  • умение по организации и самоорганизации диагностического анализа уровня кризиса компании.

Основные этапы деловой игры 

Вводная часть (30 мин.).

Руководитель игры формулирует: цели и задачи деловой игры; способ работы; распределяет участников по группам; вводит временной регламент и выдает задание на групповую работу. 

Первый этап (3 ч. 30 мин): “Сбор и организация фактического материала, связанного с кризисом в компании”

Групповая работа.
Межгрупповые взаимодействия.
Групповой анализ.
Консультация по вопросам участников.

Второй этап (3 ч. 30 мин): “Диагностика уровня кризиса и выявление ключевых причин”

Групповая работа.
Межгрупповые взаимодействия.
Групповой анализ.
Консультация по вопросам участников.

Заключительная часть (30 мин):

Подведение итогов деловой игры руководителем. Общая постановка целей на коммуникативную игру и ее связь с первой игрой.

Организационно-структурная схема игры

Участники орг-деятельностной игры распределяются по трем-четырем группам, каждая из которых имеет свою содержательную специфику:

- Группа Управленцев
- Группа Экономистов
- Группа Маркетологов

Каждая из групп в ходе игры осуществляет работу в соответствии со своей типодеятельностной ролью. Соотнесение ролевых критериев и содержаний проводится на фазе “межгруппового взаимодействия”. Одна из задач групп состоит в согласовании представлений о характере кризиса и его причин.

К каждой из групп закрепляется руководитель группы из числа команды ведущих деловой игры.

Руководитель группы осуществляет общую координацию работы группы с заданием, спецификой роли и формой аналитической работы на фазе “групповой работы” и “группового анализа”.

На фазе группового анализа участники группы обсуждают возникшие затруднения в “групповой работе” и в “межгрупповом взаимодействии” и формулируют вопросы на “консультацию”.

На “консультации” руководитель игры отвечает на вопросы участников, связанные с формой (способом) работы в игре, группе, на межгрупповой фазе и по содержанию работы групп.

Содержательный итог орг-деятельностной игры – согласованные представления о проблемном состоянии и ключевых причинах кризисного состояния предприятия.  

2. Коммуникативная игра по теме: “Разработка и согласование стратегии деятельности компании в условиях кризиса”

Основные цели коммуникативной игры

  • Согласование стратегии деятельности предприятия в условиях кризиса.
  • Формирование умений по совместной разработке стратегии деятельности компании.

Основные учебные задачи коммуникативной игры

  • Развитие у участников группы проектировочных умений по постановке стратегической цели и по стратегическому планированию деятельности компании в условиях кризиса.
  • Развитие у участников группы коммуникативных умений в позициях: автора, понимающего, критика, арбитра и организатора коммуникации.

Основные этапы коммуникативной игры

Вводная часть (20 мин.).

Руководитель игры формулирует: цели и задачи коммуникативной игры; способ работы; распределяет участников по группам; вводит временной регламент и выдает задание на групповую работу.

Первый этап (2 ч. 20 мин): “Выработка стратегических идей по работе компании в условиях кризиса”.

Групповая работа.

Межгрупповые взаимодействия.
Групповой анализ.

Второй этап (2 ч. 20 мин): “Согласование концептуальных оснований деятельности компании в условиях кризиса”.

Групповая работа.
Межгрупповые взаимодействия.
Групповой анализ.
Консультация по вопросам участников.

Третий этап (2 ч. 20 мин): “Разработка и согласование стратегического плана деятельности компании в условиях кризиса.”

Групповая работа.
Межгрупповые взаимодействия.
Групповой анализ.
Консультация по вопросам участников.

Заключительная часть (40 мин):

Подведение итогов коммуникативной игры руководителем.

Организационно-структурная схема игры

Участники деловой игры распределяются по трем-четырем группам, каждая из которых имеет свою коммуникативную специфику:

  • Группа “Стратегическая версия 1”
  • Группа “Стратегическая версия 2”
  • Группа Арбитров

Каждая из групп в ходе игры осуществляет работу в соответствии со своей ролевой спецификой. На первом этапе игры участники групп оформляют свои стратегические идеи и цели по работе компании в кризисных внешних условиях. Группа арбитров вырабатывает общие основания для согласования стратегических целей двух групп. 

На втором этапе первая и вторая группа согласовывают общие стратегические основания при участии группы арбитров.

Третий этап предполагает согласование детализации стратегии между первой и второй группами. Группа арбитров контролирует сохранность стратегических оснований в процессе детализации стратегии первой и второй групп.

К каждой из групп закрепляется руководитель группы из команды игротехников ведущих деловую игру.

Руководитель группы осуществляет общую координацию работы группы с заданием, спецификой роли и формой аналитической работы на фазе “групповой работы” и “группового анализа”.

На фазе группового анализа участники группы обсуждают затруднения, возникшие в “групповой работе” и в “межгрупповом взаимодействии”, а также формулируют вопросы на “консультацию”.

На “консультации” руководитель игры отвечает на вопросы участников, связанные со способом и содержанием работ групп.

Содержательный итог коммуникативной игры – согласованные представления о стратегии деятельности предприятия в период кризиса.

 Верхоглазенко В.Н., Звезденков А.А.