Формирование игротехнических способностей по управлению самоопределением

Автор материала: 
Верхоглазенко В.Н.
Шпынев А.К.
Форма материала: 
Дополнительное свойство: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 

Цель данной статьи – анализ особенностей психотехнической компоненты в структуре базовых способностей игротехника и введение гипотезы о структуре курса по формированию психотехнических и группотехнических способностей игротехника. Мы имеем ввиду те способности игротехника, которые обеспечивают средственно-организованную и компетентную поддержку самоопределения обучаемых как индивидуальнозначимого, так и группозначимого. Ведь отсутствие организационно-педагогических условий для систематического контроля и оперативной коррекции ученического самоопределения на всех фазах обучения неизбежно приводит к блокированию механизмов целевой ориентации в пространстве учебной деятельности.

В результате резко падает мотивация, заинтересованность и продуктивность обучаемого, а, следовательно, и учебный эффект в целом. Управление индивидуальным и групповым самоопределением обучаемых и есть лейтмотив психоигротехники.

Логика индивидуальной жизнедеятельности ученика, обусловленная присутствием в каждом человеке естественных, природосообразных мотивов поведения, вносит в программу игротехнической деятельности свои, порой неожиданные, но всегда "неудобные" коррективы и поправки. Более того, динамика стихийно изменяющихся потребностных состояний ученика, непрерывно влияет на характер общего и предметно-ситуативного самоопределения обучаемых, чем создаёт серьёзные затруднения в игротехническом управлении учебно-образовательным процессом.

Самоопределение учащихся (студентов, слушателей или аспирантов) в учебном процессе - камень преткновения всех известных в настоящее время педагогических систем. Очевидно, что игнорирование мотивационного фактора в познавательной деятельности не только снижает эффективность обучения, но постепенно разрушает саму систему организации учебно-образовательного процесса. Поэтому способность педагога адекватно формировать, контролировать и корректировать процесс самоопределения ученика в рамках заданной целостности пространства обучения становится   фундаментальным и необходимым качеством педагога. Этот вопрос возникает с еще большей остротой в игротехническом управлении инновационно-игровой учебной деятельностью.

Социальный характер педагогической деятельности, и особенно игротехнической, требует от её исполнителей навыков адекватного реагирования на возможные психодинамические и групподинамические явления, стихийно возникающие в процессе становления и развития ученического коллектива (учебной группы студентов, аспирантов или слушателей). В том случае, если один из членов группы игнорирует или случайно нарушает сложившиеся в его группе нормы социального поведения, педагог, ответственный за организованность учебно-познавательной деятельности в этой группе, должен умело скорректировать самоопределение "нарушителя общественного порядка" и восстановить нормальные отношения в коллективе.

Психологические причины нарушения норм групповой жизни могут быть самыми разнообразными - начиная от неведения (по недоразумению или недопониманию) и заканчивая неприятием этих норм, скрытой агрессией и противопоставлением индивидуальных установок социально-этическим требованиям. Богатый спектр этих и других аномалий группового самосознания учащихся порождает у любого игротехника немало сложностей в программировании и реализации коррекционно-игротехнических действий в группотехническом слое управления учебно-образовательным процессом. Деструкции в учебной мотивации обучаемых - один из наиболее тонких и сложных предметов исследовательской деятельности преподавателя. Вне диагностики истинных причин неадекватного ученического самоопределения представляется сомнительным неиллюзорная продуктивность учебного процесса.

В то же время именно благодаря разности индивидуальных проявлений в динамике роста группового самоосознания становится возможным решение самых сложных психокоррекционных задач. Игротехник, обладающий достаточно высоким уровнем группотехнической подготовки, пользуется ситуацией разнородного самоопределения учащихся, как художник палитрой - из разных характеров строит такие комбинации микрогруппового взаимодействия учащихся, которые обеспечивают разрешение конфликта в учебном коллективе и коррекцию (или развитие) группового самосознания его участников - деструкторов учебной группы.  

Все вышесказанное подводит нас к мысли о необходимости само-формирования у игротехника, преподающего в активных формах обучения свой предмет, комплекса психотехнических и группотехнических качеств, повышающих эффект учебных событий. К ним относятся:

  • способности к психокоррекционной работе игротехника с мотивационным состоянием обучаемого;
  • навыки по техники коррекции социально-ролевого самоопределения ученика в групповом взаимодействии;
  • способности к игротехническому управлению процессом самокоррекции макросоциального самоопределения ученика.

Однако следует оговориться, что успешность психотехнической и группотехнической работы преподавателя инновационной направленности связана не только с его технической подготовкой. Есть целый ряд глубинных личностных факторов являющихся фундаментальной предпосылкой эффективного управления мотивационной динамикой учащихся. Мы имеем ввиду ценностные основания действий игротехника. Учитель в учебном процессе не ретранслятор знаний, умений и навыков или проповедник моральных устоев общества. Учитель - это человек с безупречной нравственностью и духовно организованным образом жизни. Моральные требования к высоконравственной жизнепрактической позиции игротехника проистекает из самой специфики его деятельности в контексте вписанности педагогической функции в универсум деятельности. Предназначение педагога не только и не столько в передаче ученику способностей соответствующих социально-производственному заказу или в раскрытии индивидуального потенциала личности, а скорее в том, чтобы быть живым эталоном и проводником универсумально-космических (божественных) ценностей.

Наметим штрих-пунктирно возможный вариант модельного учебного курса по предмету психоигротехника.

Версия модельного курса по психоигротехнике

I. Техника психокоррекционной работы с мотивационным состоянием ученика

/Работа игротехника с индивидуальным психологическим состоянием ученика/

Основной целью этого модельно-развивающего события является освоение игротехником арсенала социально-психологических средств и техники их применения в управлении мотивацией ученика к учебному действию. 

Участники курса в процессе обучения осваивают: методолого-психологические средства диагностики психического состояния ученика в ходе игродействия; изучают технику проектирования психокоррекционного действия  в случае обнаружения дискомфорта; овладевают этикой правильной реализации психотехнического действия. 

Для решения вышеуказанных задач обучаемые создают демонстрационные образцы, отражающие по субъективным критериям все моменты единицы  психокоррекционного действия.   После анализа сценарных постановок единый акт психотехнического действия членится на типовые составляющие (контроль состояния, анализ причин, проектирование действия и т.д.), которые воплощаются в отдельных образцах.

После такой   дифференцировки   участники   курса переходят к теоретическому оформлению феноменального материала в целостную концепцию единицы психокоррекционного действия. На этой фазе обучаемые подготовлены к освоению психотехнических средств, имеющихся в методолого-педагогической культуре. Центральным звеном на этом  этапе становится   осознание участниками значимости культурно-этического основания любого психологического воздействия на другого человека. Принцип "не навреди" при сущностном его понимании должен стать ключевым в осознании той доли ответственности, которую берёт на себя игротехник.

На первый план обсуждения на этой стадии моделирования выходит морально-этическая сторона игротехнической деятельности, которая оформляется в комплекс основополагающих критериев в оценке психолого-игротехнического воздействия на ученика. Далее разработанная концепция единицы психотехнической коррекции становится сюжетным замыслом для постановок экспериментальных моделей. Результатом таких постановок и их рефлексии будет очищенная от случайных, несущественных компонентов концепция психокоррекционной подфункции игротехника.

Имея опыт освоения психотехнических средств, обучаемые в межмодульный период могут и должны в самостоятельной игротехнической практике пополнять багаж своих психотехнических средств.  

II. Коррекция социально-ролевого самоопределения ученика в групповом взаимодействии

/Работа игротехника с групповым самосознанием ученика/

Данный модуль посвящён формированию у обучаемых способности психотехнической коррекции встроенности ученика в групповое взаимодействие, т.е. способности к группотехнике. Применение освоенного на предыдущем модуле психотехнического инструментария усложняется дополнительно введённой рамкой: поддержания комфортности существования разнородной групповой целостности.

Базовой линией второго модуля является создание образцов коррекции ученика как члена социальной группы, изучение законов групподинамики, построение обучаемыми средств обслуживания групподинамических процессов, их экспериментальная апробация на моделях и окультуривание посредством теоретических обобщений. Как и на предыдущем модуле, основной акцент освоения – профессионально-этическая компонента коррекции внутригруппового самоопределения членов коллектива. Именно   этот предмет и будет воплощаться в модельных образцах.  Центральной оппозицией модуля    выступает противостояние индивидуальной и групповой ценностей, неизбежно возникающая в продолжительной работе любой группы. Таким образом, понимание сущности групповой ценности участниками, выращивание у них способности коррекции ученика с учётом нравственных аспектов, согласованных в социуме, - есть основные задачи модуля.

III. Игротехническая организация условий самокоррекции макросоциального самоопределения ученика

/Работа игротехника с универсумальным самосознанием ученика/

Этот модуль направлен на формирование мировоззренческого, универсумально-ценностного самосознания участников. Нравственно-этический опыт, полученный участниками в предыдущих модулях, должен стать материалом для анализа и обобщения индивидуальных и групповых принципов жизнедеятельности в предельные общечеловеческие ценности и идеалы с последующей конкретизацией их в профессионально-игротехнических рамках. Таким образом, главной цель этого модуля – формирование профессионально-этической культуры игротехника на основе универсумально-духовных ценностей человечества.

Первый этап модуля заключается в формировании потребности в макросоциальном взгляде на реальность. Посредством моделирования коррекционного действия игротехника и его анализа с точки зрения нравственных заповедей человечества планируется осуществить переход от потребностно-кооперативной оценки содержания образца к рефлексии с нравственной акцентировкой.

На втором этапе вследствие несогласованности мировидческих представлений у участников модуля возникнет необходимость в построении арбитражных мировоззренческих оснований. Но поскольку жизнепрактика всех людей имеет одну и те же природу, то возможны (и существуют!) общечеловеческие ценности и идеалы. Этап завершается согласованием предельно абстрактных ценностных представлений.  Третья часть модуля посвящена приобретению его участниками способностей в конкретизации всеобщих ценностей в практические модели на примере коррекции игротехником обучаемого.

В заключительной, четвёртой фазе модуля участники концептуально-технологической рефлексии обобщат опыт моделирования в процессуальную схему способа конкретизации нравственных принципов в ситуацию "здесь и теперь".

Так, в общих чертах, представляется структура трехблочного курса по овладению игротехническими кадрами культурой управления самоопределением обучаемых.

В заключение еще раз подчеркнем, что психотехническая, группотехническая и социотехническая культуры игротехника должны непременно базироваться на его порфессионально-игротехнической и общечеловеческой нравственной культуре. Высшие гуманистические идеалы человеческой цивилизации должны персонифицироваться в учителе как в образце духовной жизни общества. Учитель прежде всего пример для подражания учеников, а уж затем носитель актуальных знаний. Проповедующий мораль и живущий  безнравственно - нонсенс, который чреват возникновением социальной дезориентации и цинизма у учеников. Потому вписанность действий игротехника в рамки предельных человеческих ценностей - есть незыблемое условие психоигротехнической практики.

В.Н.Верхоглазенко,
А.К.Шпынев