Методика разработки стратегии развития города

Форма материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Автор материала: 
Майзлер И.Г.

Эта статья есть продолжение ранее опубликованной на нашем сайте работы этой же группы авторов "Системная концепция городской среды как инструмент стратегического планирования".

Очевидно, что для определения генеральных целей города, выбора приоритетов и стратегий его развития, недостаточно иметь системную концепцию городской среды. На основе построенной концепции должен быть проведен анализ диагностики всех подсистем города и связей между ними. В результате проведенного анализа будут выявлены проблемы города, на решение которых и будут направлены генеральные цели и стратегии городского развития. Исходя из практики стратегического планирования, подобный анализ должен проводиться с помощью SWOT - матрицы.

В месте с тем, в практике и теории использования SWOT - матрицы, не удается обнаружить использование системного подхода. Учитывая, что в построенной концепции город рассмотрен нами как система, состоящая из четырех подсистем, для создания условий эффективного проведения SWOT - анализа необходимо простую SWOT - матрицу преобразовать в системную на основе концепции города и разработать технологию ее использования.

Таким образом, основной целью данной статьи является построение системной матрицы SWOT - анализа и технологии ее использования.

Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • описать простую SWOT - матрицу;
  • преобразовать ее в системную SWOT - матрицу на основе концепции города;
  • описать технологию ее использования;
  • апробировать построенную системную SWOT - матрицу на примере проведения анализа одной из городских проблем.

1. Простая матрица SWOT - анализа

Простая SWOT - матрица предназначена для комплексного анализа внутренней и внешней среды организации, например города. Внутренняя среда анализируется с точки зрения выделения сильных и слабых сторон организации. Внешняя среда анализируется с точки зрения возможностей и угроз (опасностей) для организации из вне. Каждая характеристика организации записывается на основе изложенных принципов в соответствующий квадрант матрицы (Рис. 1).

После фиксации характеристик проводится сопоставление слабых сторон организации с компенсирующими их возможностями и угроз внешней среды с компенсирующими их сильными сторонами организации. В местах пересечения указанных характеристик выявляются решения, позволяющие организации успешно функционировать в данных условиях, но не развиваться (2, Рис 1). Все некомпенсированные слабые стороны и угрозы становятся проблемами организации, которые могут привести ее к разрушению (3, Рис 1). Все некомпенсированные сильные стороны и возможности становятся резервами развития организации (1, Рис 1).

 

 

Рис. 1 Простая матрица SWOT-анализа

После определения существующих решений, проблем и резервов развития организации можно переходить к стратегическому планированию ее деятельности. При этом стратегии, направленные на устранение проблем, могут быть названы стратегиями выживания (IV, Рис 1). Стратегии, направленные на использование существующих решений, могут быть названы стратегиями оптимизации (III и II, Рис 1). Стратегии, направленные на использование резервов, могут быть названы стратегиями развития (I, Рис 1).

2. Построение системной матрицы SWOT - анализа

Опираясь на системную концепцию города, нами может быть сделано утверждение, что каждая из городских подсистем должна быть представлена в виде простой матрицы SWOT - анализа. Тогда каждая из простых матриц SWOT - анализа будет связана с другими по законам объединения городских подсистем.

В результате графического объединения простых матриц SWOT - анализа может быть получена системная матрица SWOT - анализа с общим полем городских проблем (I, рис. 2), полями общегородских резервов развития (II, Рис. 2). К ним соответственно будут относиться не решаемые силами отдельной подсистемы проблемы (1, Рис. 2) и неиспользуемые для функционирования подсистемы резервы (2, Рис. 2).

Тогда, в данном случае текущие решения, найденные в результате анализа отдельных подсистем могут быть названы тактическими и не имеющими никакого отношения к стратегии города, как целого (3, Рис. 2). Стратегическими же решениями могут быть признаны только те, которые построены на основе стратегического контура (4, Рис. 2). Стратегический контур объединяет общегородские резервы развития (2, Рис. 2) для решения общегородских проблем (5, Рис. 2).

Ключевой точкой стратегического контура являются неиспользуемые резервы развития социально-политической системы (6, Рис. 2). Это утверждение базируется на системной концепции города, согласно которой социально-политическая система является наиболее развитым состоянием развития города, а значит, именно она решает проблемы всех остальных систем.

Следует отметить, что найденные в результате анализа отдельных подсистем города тактические решения после построения стратегического контура также подлежат пересмотру с точки зрения соответствия стратегии.

 

Рис. 2 Системная матрица SWOT-анализа

Пример проведения системного SWOT – анализа одной из городских проблем приведен ниже.

3. Технология проведения системного SWOT – анализа города

На первом этапе проведения SWOT – анализа исследуется система жизнеобеспечения. Матрицы SWOT – анализа стоятся по двум тематическим направлениям:

обеспеченность города ресурсами;

удовлетворение потребностей различных слоев населения в доступных и качественных услугах.

Выявленные ресурсы развития и проблемы города группируются и обобщаются. Обобщенные проблемы служат основой для формулирования тематических направлений SWOT – анализа систем административного управления и экономической деятельности с точки зрения решения проблем жизнеобеспечения на основе имеющихся резервов развития.

На втором этапе проводится SWOT – анализ систем административного управления и экономической деятельности с точки зрения решения проблем системы жизнеобеспечения с фиксацией используемых ее резервов развития.

Сгруппированные проблемы системы жизнеобеспечения могут быть разделены на группы проблем, решаемых только силами системы административного управления либо экономической деятельности. При этом возможен вариант, когда все проблемы системы жизнеобеспечения анализируются как в рамках системы административного управления, так и в рамках системы экономической деятельности. Окончательный выбор того или иного варианта действий возможем после апробации предлагаемой технологии в процессе деятельности рабочих групп.

В результате второго этапа выявляются существующие решения проблем системы жизнеобеспечения силами систем экономической деятельности и административного управления. Также выявляются проблемы указанных систем, которые являются причинами недостаточного решения проблем системы жизнеобеспечения и неиспользуемые на сегодня экономические и административные ресурсы развития.

На третьем этапе проведения SWOT – анализа проводится анализ систем административного управления и экономической деятельности с точки зрения влияния на существование проблем друг друга. В результате выявляются противоречия между указанными системами при решении проблем системы жизнеобеспечения.

На четвертом этапе проводится SWOT – анализ системы социально-политических отношений с точки зрения влияния на существование противоречий между системами экономической деятельности и административного управления.

В результате может быть получены причинно-следственные цепочки существования проблем системы жизнеобеспечения.

На пятом этапе на основе полученных результатов определяются приоритеты и возможные стратегии развития города. В результате строится стратегический контур или несколько стратегических контуров, позволяющих последовательно решать проблемы каждой из городских систем на основе их причинно-следственных связей. Основой построения стратегического контура выступает процедура перевода проблем системы социально-политических отношений в ее сильные стороны. На основе преобразований в системе социально-политических отношений производятся необходимые изменения в системах административного управления и экономической деятельности. В последнюю очередь перестраивается система жизнеобеспечения.

Таким образом, на четвертом шаге SWOT – анализа завершается построения диагностической SWOT – матрицы города, а после пятого шага завершается построения проектной SWOT – матрицы. Общая схема проведения SWOT – анализа городской среды приведена на схеме 3.

 


Рис. 3 Схема проведения системного SWOT - анализа города

Приведенная технология не является окончательной и требует уточнения в процессе инструктажа и проведения работ рабочими группами.

4. Организация процесса разработки стратегического плана города Нижний Тагил

Для эффективной разработки Стратегического плана целесообразно создать четыре рабочих группы в соответствии с системной концепцией города, описывающей основные составляющие городской среды. Предлагаются следующие названия рабочих групп:

  • группа жизнеобеспечения;
  • группа экономической деятельности;
  • группа административного управления;
  • группа социально-политических отношений.

Для обеспечения координации деятельности рабочих групп, научной обоснованности результатов их работы и ее общественного признания целесообразно создать три коллегиальных органа:

  • координационный совет;
  • экспертный совет;
  • общественный совет.

Далее раскрывается содержание деятельности описанных структур и предварительная последовательность разработки Стратегического плана города.

4.1. Задачи рабочих групп и коллегиальных органов

Группа жизнеобеспечения

  • Проводит SWOT - анализ города с точки зрения его обеспеченности ресурсами;

  • Проводит SWOT - анализ города с точки зрения качества и доступности услуг различным слоям населения;

  • Определяет генеральные цели и стратегии развития по своему направлению;

  • Определяет перечень целевых программ по своему направлению, определяет механизм их разработки, реализации и контроля.

Группа экономической деятельности

  • Проводит SWOT - анализ города с точки зрения предоставления в рамках данной системы качественных услуг населению в соответствии с его доходами;

  • Проводит SWOT - анализ города с точки недостаточности или негативности влияния системы экономической деятельности на систему административного управления;

  • Определяет генеральные цели и стратегии развития по своему направлению;

  • Определяет перечень целевых программ по своему направлению, определяет механизм их разработки, реализации и контроля.

Группа административного управления

  • Проводит SWOT - анализ города с точки зрения обеспечения в рамках данной системы доступности услуг населению вне зависимости от его доходов;

  • роводит SWOT - анализ города с точки недостаточности или негативности влияния системы административного управления на систему экономической деятельности;

  • Определяет генеральные цели и стратегии развития по своему направлению;

  • Определяет перечень целевых программ по своему направлению, определяет механизм их разработки, реализации и контроля.

Группа социально политических отношений

  • проводит SWOT - анализ города с точки зрения создания в рамках данной системы условий, обеспечивающих согласованность систем экономической деятельности и административного управления в процессе совместного предоставления качественных и доступных услуг различным слоям населения;

  • Определяет генеральные цели и стратегии развития по своему направлению;

  • Определяет перечень целевых программ по своему направлению, определяет механизм их разработки, реализации и контроля.

Координационный совет

Организует, координирует и контролирует процесс разработки, реализации и корректировки Стратегического плана города Нижний Тагил.

Экспертный совет

Обеспечивает консультационную и экспертную поддержку процесса разработки, реализации и корректировки Стратегического плана города Нижний Тагил.

Общественный совет

Обеспечивает проведение общественной экспертизы и продвижения Стратегического плана города.

4.2. Предварительная последовательность работ по разработке и реализации стратегического плана города

  • Проведение научной экспертизы и предварительное утверждение методики стратегического планирования.

  • Уточнение методики стратегического планирования.

  • Ознакомление членов рабочих групп с системной концепцией, методикой системного SWOT - анализа и формулировки генеральных целей и стратегий развития города.

  • Сбор рабочими группами информации, необходимой для проведения SWOT - анализа.

  • Проведение рабочими группами последовательного SWOT - анализа города.

  • Формулирование рабочими группами генеральных целей и стратегий развития города.

  • Проведение научной и общественной экспертизы генеральных целей и стратегий развития города силами экспертного и общественного совета с привлечением широкого круга научных и общественных сил.

  • Корректировка рабочими группами генеральных целей и стратегий развития города.

  • Разработка под руководством рабочих групп целевых программ по направлениям стратегического плана. Оформление Стратегического плана в единый документ.

  • Утверждение стратегического плана на общественном, экспертном и координационном советах, Городской Думой и Главой города.

  • Реализация Стратегического плана.

  • Контроль и корректировка Стратегического плана.

5. Пример проведения SWOT - анализа с использованием системной SWOT - матрицы

Для подготовки примера SWOT - анализа с использованием системной SWOT - матрицы нами была рассмотрена ситуация в городе с обеспечением жителей жильем. Следует отметить, что перед нами не стояла цель полного анализа данной ситуации. Напротив, перед нами стояла цель продемонстрировать технологию использования системной матрицы SWOT - анализа. Также следует учитывать, что в данном примере не рассматривается отдельно влияние систем административного управления и экономической деятельности друг на друга. Также не строится отдельная SWOT – матрица по фиксации ресурсов системы жизнеобеспечения.

В данном случае основное поле проблем находится в системе жизнеобеспечения города. Были выделены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы системы жизнеобеспечения с точки зрения обеспечения жильём.

К сильным сторонам отнесены:

  • развитая база строительной индустрии и кадровых ресурсов.

К слабым сторонам отнесены:

  • дефицит качественного жилья;
  • низкие доходы населения;
  • большое количество ветхого жилья.

К возможностям, предоставляемым внешней средой, было отнесено наличие свободных территорий для строительства жилья.

К угрозам внешней среды отнесли амнистию заключенных.

При сопоставлении сильных сторон с угрозами не было выявлено ни одного решения. При сопоставлении слабых сторон с возможностями также не было выявлено ни одного решения.

В результате анализа системы жизнеобеспечения с точки зрения обеспечения жильем был сделан вывод, что система жизнеобеспечения не дает нам ни одного решения в данной области. Она имеет два неиспользуемых резерва развития:

  • наличие свободных территорий;
  • развитую промышленную и кадровую базу строительной отрасли.

В то же время система жизнеобеспечения имеет четыре не решаемых ее силами проблемы:

  • угроза амнистии;
  • дефицит качественного жилья;
  • низкие доходы населения;
  • большое количество ветхого жилья.

Далее было рассмотрено, как система экономической деятельности может решить вопрос обеспечения города жильем.

К сильным сторонам этой системы были отнесены:

  • развитое малое предпринимательство в строительстве;
  • развитый рынок вторичного жилья;
  • экономический рост предприятий.

К слабым сторонам были отнесены:

  • не прибыльность жилищного строительства;
  • не прибыльность (не выгодность) жилищного кредитования;

Возможности и угрозы внешней среды не определены.

Сильные стороны при отсутствии угроз становятся резервами развития, не используемыми сегодня. Слабые стороны при отсутствии внешних возможностей приводят к наличию двух не решаемых системой экономической деятельности проблем, которые, согласно концепции города, являются экономическими причинами не решаемости проблем системы жизнеобеспечения.

Далее было рассмотрено, как система административного управления может решить вопрос обеспечения города жильем.

К сильным сторонам данной системы была отнесена:

  • система кредитования покупки жилья населением.

К слабым сторонам были отнесены:

  • недостаточность бюджетных средств для строительства жилья;
  • неэффективность системы сбора квартплаты;
  • несоблюдение норм в распределении жилья.

К возможностям внешней среды были отнесены:

  • возможность банкротства неплательщиков жилья;
  • усиление контроля за исполнением жилищного законодательства со стороны государства (обращение к представителю Президента);
  • система налогообложения стимулирует покупку жилья.

К угрозам внешней среды было отнесено:

  • неэффективная система налогообложения, не стимулирующая строительство жилья;
  • при формировании бюджета не учитывается необходимость строительства жилья;
  • бюрократия, порочность системы рассмотрения жалоб.

При сопоставлении сильных сторон с угрозами не было выявлено ни одного решения. При сопоставлении слабых сторон с возможностями было выявлено два тактических решения.

По результатам проведенного анализа системы административного управления был сделан вывод о том, что данная система даёт два решения обеспечения города жильём:

  • неэффективность системы сбора квартплаты, компенсированна возможностью банкротства неплательщиков жилья, создаёт условия для его более эффективного перераспределения;

  • не соблюдение норм распределения жилья, компенсируемое усилением контроля за исполнением жилищного законодательства со стороны государства (обращение к представителю Президента), может привести к справедливому распределению жилья между особо нуждающимися и в порядке очерёдности.

Однако в рамках системы административного управления остаются нерешёнными четыре проблемы:

  • неэффективность системы налогообложения, не стимулирующая строительство жилья;
  • при формировании бюджета не учитывается необходимость строительства жилья;
  • бюрократия, порочность системы рассмотрения жалоб;
  • недостаточность бюджетных средств для строительства жилья.

Они являются административными причинами проблем системы жизнеобеспечения в области обеспечения города жильем.

В то же время имеются два неиспользуемых резерва:

  • эффективная система налогообложения стимулирует покупку жилья;
  • наличие системы кредитования.

Последовательно мы подошли к рассмотрению сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз социально-политической системы.

Слабыми сторонами были обозначены:

  • отсутствие стратегического плана в области строительства жилья;
  • отсутствие доступности информации о распределении жилья;
  • не заинтересованность предпринимателей в обеспечении жильём своих работников.

Сильных сторон, возможностей и угроз внешней среды установлено не было. Поэтому слабые стороны становятся проблемами и являются социально-политическими причинами не решаемости проблем системы экономической деятельности и системы административного управления в области обеспечения города жильём.

Построенная нами концепция города свидетельствует, что проблемы социально-политической системы являются причинами не решаемости всех остальных проблем. Поэтому на первом шаге построения стратегии обеспечения города жильём необходимо слабые стороны социально-политической системы перевести в сильные стороны. Они станут основными ресурсами городского развития в области обеспечения жильём. На основе резервов развития, предоставляемых социально-политической системой, можно построить контур, который объединит резервы развития каждой из подсистем и позволит найти стратегические решения не решаемых сегодня проблем в области обеспечения города жильём.

В данном случае сильной стороной социально-политической системы может стать созданный на основе переговоров между администрацией, предпринимателями и общественными организациями Городской общественный фонд жилищного строительства. Данный фонд позволит осуществить функции:

  • привлечения средств предпринимателей (предприятий), что позволит компенсировать слабую сторону, состоящую в недостатке бюджетных средств;

  • снятия проблемы не прибыльности строительной отрасли, обеспечения эффективного использования свободных территорий, промышленных и кадровых ресурсов на основе муниципального заказа, опирающегося на развитое малое предпринимательство в области строительства;

  • эффективного перераспределения сдаваемого вторичного жилья за счёт использования развитого рынка недвижимости;

  • общественного контроля за распределением и перераспределением жилья, порядком предоставления жилищных кредитов, что позволит решить проблему несоблюдения норм жилищного законодательства;

  • обеспечение всех жителей, как работников бюджетной сферы, так и работников предпринимательских структур по доступным для них условиям оплаты на основе муниципального кредита.

Подводя итоги проведённому анализу можно сделать вывод, что приоритетным стратегическим направлением решения проблем обеспечения города жильём является развитие социально-политических отношений. На основе достижения этой цели появляется возможность существенного реформирования системы административного управления и внедрение в неё экономических методов. Это в свою очередь позволяет привлечь неиспользуемые на сегодня резервы развития системы экономической деятельности. В целом весь комплекс перечисленных направлений деятельности позволяет эффективно использовать имеющиеся природные, промышленные и кадровые ресурсы для обеспечения жителей доступным и качественным жильём.

(Прикрепленный файл - интегральная схема авторов статьи)

И.Г. Майзлер, М.М. Щербинин, Е.Г. Зудов,
Г.А. Коряков, А.Н. Гессе
 
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА – УПИ