Часто задаваемы вопросы по формату бизнес-сессии

Что такое организационно-деятельностная бизнес-сессия?

Организационно-деятельностная бизнес-сессия (далее - бизнес-сессия) – особый метод анализа и принципиального развития бизнеса компании с помощью игромоделирования. Для разрешения проблемной ситуации компании-заказчика в бизнес-игсессии создается структура ролевых позиций, модельно отражающих специфику бизнеса. За каждой группой участников закрепляется своя роль, от имени которой группа взаимодействует с другими группами по решению общей задачи. Ролевые акценты позволяют рассматривать вопрос (проблемный узел) с различных сторон с последующим выходом на взвешенное совместное решение. При этом прикрепленные к группам модераторы-игротехники, опираясь на понятийные критерии общей теории управления, помогают участникам в правильной постановке и проектном решении существующих проблем.

Для какой аудитории бизнес-сессия предназначена?

Бизнес-сессия по сути – управленческая. Поэтому вовлекаться в нее должны руководители разного уровня, включая топ-менеджеров (!), поскольку планировать развитие компании в целом без них – дело утопичное. Но и ограничивать бизнес-сессию только представителями высшего управления тоже неверно, так как это приводит к некоторой однобокости в аналитической работе, лишенной необходимых деталей ее базового процесса.

Почему бизнес-сессия дает эффект?

В наших бизнес-сессиях в ходе игрового моделирования проблемной ситуации компании-заказчика как правило удается проникнуть в существо проблемы значительно глубже, чем это возможно в текущей практике. Это связано с тем, что в бизнес-сессии идет активный поиск ключевых проблем, как со стороны участников, хорошо знающих ситуацию «изнутри», так и со стороны команды игротехников-консультантов, имеющих огромный опыт управленческого консультирования. А правильный диагноз – это половина успеха. Пути решения проблем, разработанные в бизнес-сессии, также имеют высокий потенциал надежности, поскольку планирование ведется группами в разных ролевых позициях, что и позволяет учесть множество разнородных факторов.

Каковы наиболее распространенные темы бизнес-сессий?

Из нашего опыта наиболее востребованной темой бизнес-сессии остается разработка стратегии развития компании. Второй популярной темой выступает задача по устранению сложившихся «барьеров» между подразделениями. Были у нас заказы на оптимизацию орг-структуры, на передачу стратегии от топ-менеджеров руководителям среднего уровня, на разработку корпоративной культуры, на переход к услугам высшего качества, на командообразование, на согласование общей технологии работы компани и т.д. По поводу командообразования следует особо подчеркнуть, что повышение уровня командосплочения происходит во всех без исключения наших бизнес-сессиях, как следствие успешной совместной работы и снятия иллюзорных противопоставлений за счет спокойного и обстоятельного анализа накопленных противоречий.

В каких ситуациях бизнес-есессия малоэффективна?

Бизнес-сессия наиболее эффективна при разнородном, разнопрофессиональном коллективе, в котором зачастую складываются напряженные взаимоотношения в силу различий профессиональных критериев и ценностей. Например, конфликтными парами часто бывают «производственники - продавцы», «продавцы – специалисты по логистики», «маркетологи – производственники» и т.п. Если подобное деловое противостояние длится, то оно обрастает со временем и межличностными конфликтами (скрытыми или явными). Бизнес-сессия наиболее продуктивна по решению таких проблемных «сцепок». А вот если необходимо провести обучение с продавцами, помочь бухгалтерам овладеть новой компьютерной программой и т.п., то здесь предпочтительней классический корпоративный тренинг. Например, запустить процесс по командосплочению в отдельно взятом отделе лучше посредством обычного тренинга по командообразованию, а сделать команду из активных членов всего коллектива компании – намного легче в типовой двухдневной бизнес-сессии. Она здесь на порядок (!) эффективнее так называемых «веревочных тимбилдингов», так как сплочение в бизнес-сессии осуществляется на кооперативно-деловом и на межличностном уровнях, а не только на личностных симпатиях, как в тимбилдинге.

Как устроена бизнес-сессия?

Бизнес-сессия имеет два основных этапа: проблематизация (постановка проблем) и депроблематизация (построение путей разрешения проблем). Для этого участники должны пройти следующие стадии работы: исследование ситуации - построение концептуальной модели (бизнес-модели) компании - глубинный анализ проблем - построение общего проекта действий - проработка первого этапа проекта до конкретных действий.

Участники в сессии распределяются по группам (по 5-9 чел.), каждая из которых имеет свою ролевую позицию. Ролевая структура групп проектируется командой игротехников в зависимости от содержания заказа. Каждая группа, под опекой прикрепленного к ней модератора-игротехника, вносит свой вклад в общую работу в соответствии со своей фокусировкой.

Единичный цикл работы (обычно проходит 2 цикла в день) включает в себя: работу по группам, пленарное обсуждение групповых продуктов, анализ эффективности работы по группам и методологическую консультацию (у игротехников есть еще дополнительная фаза собственного анализа хода реализации сценария).

В чём отличие бизнес-сессии от корпоративного тренинга?

Бизнес-сессия отличается от корпоративного тренинга тем, что на сессии обязательно вводится структура ключевых для стратегического планирования ролей (например, «Высшее управление», «Маркетинг», «Продажи», «Логистика» и т.п.). Каждая группа решает поставленные задачи в рамках своей роли, что дает эффект разносторонней проработки вопроса. Но главное отличие бизнес-сессии от корпоративного тренинга заключается в том, что ее задачи не ограничиваются обучением сотрудников новым навыкам, а дополняются развитием всего механизма деятельности компании в зависимости от темы сессии.

Что входит в процесс подготовки бизнес-сессии?

В  процесс подготовки ОД бизнес-сессии обычно входят три этапа: принятие заказа, опрос и проектирование бизнес-сессии. (Организационные вопросы по месту проведения заказчик обычно решает сам.) В процессе принятия заказа генеральный директор (заказчик) на встрече с консультантом (будущем ведущим сессии) озвучивает волнующие его проблемы и дает свой образ желаемого результата. Далее консультанты проводят несколько глубинных интервью с ключевыми руководителями по положению дел в компании-заказчике. После этого команда модераторов-игротехников во главе с ведущим осуществляет построение сценария бизнес-сессии. В сценарии учитываются содержание заказа и результаты опроса. Проектирование занимает обычно два-три рабочих дня. Далее программа и орг-план бизнес сессии утверждается у Заказчика.

Есть ли сопровождение компании-заказчика после бизнес-сессии?

Вообще наиболее продуктивным вариантом следует считать проведение не одной, а двух-трех бизнес-сессий с полугодовым интервалом и с консультационным сопровождением компании-клиента между сессиями. Обычная схема такая: после первой сессии создается «рабочая группа»,  в которую включаются позитивно проявившиеся на бизнес-сессии участники, желающие поработать в такой группе. Группа создается под задачу дооформления разработок в течение бизнес-сессии. Целесообразно включать хотя бы по одному представителю от группы, чтобы все наработки были правильно поняты членами рабочей группы. Группу в ее работе сопровождает прикрепленный консультант из команды модераторов-игротехников. При этом группа должна собираться не реже одного раза в неделю на 2-3 часа. Курировать группу должен генеральный директор или его первый заместитель. После оформления и согласования с руководством продуктов бизнес-сессии группа развития переходит к внедрению наиболее актуальных изменений. За месяц по следующей игры рабочая группа начинает формировать список наиболее значимых вопросов, которых важно коснуться в предстоящей бизнес-сессии. Окончательную тему сессии утверждает генеральный директор.

Какова методологическая база наших бизнес-сессий?

Разработки Центра АКМЭ базируются на интеллектуальном корпусе средств, созданных методологическим движением ММПК в течение более чем тридцатилетней практики (лидер ММПК – проф., д.пс.н. Анисимов О.С.). К главным базовым разработкам ММПК относятся: «Теория деятельности и мышления», «Методологическая азбука» и «Язык схематических изображений». В отличие от западных инструментов менеджмента, полученных исключительно за счет обобщения опыта (методом индукции), разработки ММПК имеют и строгую теоретическую обоснованность (метод дедукции), и опытно-экспериментальную апробацию. Проще говоря, они практичны как всякая хорошая теория.