Часто задаваемые вопросы по бизнес-игре

Для какой аудитории ОД бизнес-игра предназначена?  

ОД бизнес-игра по сути – управленческая. Поэтому вовлекаться в нее должны руководители разного уровня, включая топ-менеджеров (!), поскольку планировать развитие компании в целом без них – дело утопичное. Но и ограничивать бизнес-игру только представителями высшего управления тоже неверно, так как это приводит к некоторой однобокости в аналитической работе, лишенной необходимыми деталями из конкретной практике деятельности нижних звеньев и ее базового процесса.

 

Почему ОД бизнес-игра дает эффект?

В наших ОД бизнес-играх в ходе игрового моделирования проблемной ситуации компании-заказчика всегда удается проникнуть в существо проблемы значительно глубже, чем это возможно в текущей практике. Это связано с тем, что в орг-деятельностной бизнес-игре идет активный поиск ключевых проблем, как со стороны участников, хорошо знающих ситуацию «изнутри», так и со стороны команды игротехников-консультантов, имеющих огромный опыт управленческого консультирования. А правильный диагноз – это половина успеха. Пути решения проблем, разработанные в бизнес-игре, также имеют высокий потенциал надежности, поскольку планирование ведется группами с разных ролевых позиций групп, что и позволяет учесть множество разнородных факторов.

 

Каковы наиболее распространенные темы ОД бизнес-игр? 

Из нашего опыта наиболее востребованной темой остается разработка стратегии развития компании. Второй популярной темой выступает задача по устранению сложившихся «барьеров» между подразделениями. Были заказы на оптимизацию орг-структуры, на передачу стратегии от топ-менеджеров руководителям среднего уровня, на разработку корпоративной культуры, на переход к услугам высшего качества, на командообразование и т.д. По поводу командообразования следует особо подчеркнуть, что повышение уровня командосплочения происходит во всех без исключения наших ОД бизнес-играх, как следствие успешной совместной работы и снятия иллюзорных противопоставлений за счет спокойного и обстоятельного анализа накопленных противоречий.

 

В каких ситуациях ОД бизнес-игра малоэффективна? 

ОД бизнес-игра наиболее эффективна при разнородном, разнопрофессиональном коллективе, в котором, зачастую складываются напряженные взаимоотношения в силу различий профессиональных критериев и ценностей. Например, конфликтными парами часто бывают «производственники - продавцы», «продавцы – специалисты по логистики», «маркетологи – производственники», «бухгалтеры – продавцы» и т.п. Если подобное деловое противостояние длится, то оно обрастает со временем и межличностными конфликтами (скрытыми или явными). ОД бизнес-игра наиболее продуктивна по решению таких проблемных «сцепок». А вот если необходимо провести обучение с продавцами, помочь бухгалтерам овладеть новой компьютерной программой и т.п., то здесь предпочтительней классический корпоративный тренинг. Например, запустить процесс по командосплочению в отдельно взятом отделе лучше посредством обычного тренинга по командообразованию, а сделать команду из активных членов всего коллектива компании – намного легче в типовой двухдневной ОД бизнес-игре. Она здесь на порядок (!) эффективнее так называемых «веревочных тимбилдингов», так как сплочение в бизнес-игре осуществляется на кооперативно-деловом и на межличностном уровнях, а не только на личностных симпатиях, как в тимбилдинге.

 

Как устроена ОД бизнес-игра? 

ОД бизнес-игра имеет два основных этапа: проблематизация (постановка проблем) и депроблематизация (построение путей разрешения проблем). Для этого участники должны пройти следующие стадии работы: исследование ситуации ® построение идеальной модели компании ® глубинный анализ проблем ® построение общего проекта действий ® проработка первого этапа проекта до конкретных действий.

Участники в игре распределяются по группам (по 5-9 чел.), каждая из которых имеет свою ролевую позицию в игре. (Именно наличие ролей и позволяет называть такое мероприятие игрой.) Ролевая структура групп проектируется командой игротехников в зависимости от содержания заказа. Каждая группа, под опекой прикрепленного к ней игротехника, вносит свой вклад в общую работу в соответствии со своей фокусировкой.

Единичный цикл работы (обычно – 2 цикла в день) включает в себя: работу по группам, пленарное обсуждение групповых продуктов, анализ работы по группам и методологическую консультацию (у игротехников есть еще дополнительная фаза собственного анализа хода реализации сценария).

 

Что входит в процесс подготовки ОД бизнес-игры? 

В процесс подготовки ОД бизнес-игры обычно входят три этапа: принятие заказа, опрос и проектирование бизнес-игры. (Организационные вопросы по месту проведения заказчик обычно решает сам.) В процессе принятия заказа генеральный директор (заказчик) на встрече с макроигротехником (будущем ведущим игры) озвучивает волнующие его проблемы и дает свой образ желаемого результата. Далее консультанты проводят несколько глубинных интервью с ключевыми руководителями о положении дел в компании-заказчике. После этого команда игротехников во главе с макроигротехником осуществляет построение сценария бизнес-игры. В сценарии учитываются содержание заказа и результаты опроса. Проектирование занимает обычно три рабочих дня. Далее программа и орг-план бизнес игры утверждается у Заказчика.

 

Есть ли послеигровое сопровождение компании-заказчика? 

Вообще наиболее продуктивным вариантом следует считать проведение не одной, а двух-трех ОД бизнес-игр с полугодовым интервалом и с консультационным сопровождением компании-клиента между играми. Обычная схема такая: после первой игры создается «группа развития», в которую включаются позитивно проявившиеся в игре участники, желающие поработать в такой группе. Группа создается под задачу дооформления разработок в течение бизнес-игры. Целесообразно включать хотя бы по одному представителю от группы, чтобы все наработки были правильно поняты членами рабочей группы. Группу в ее работе сопровождает прикрепленный консультант из команды игротехников. При этом группа должна собираться не реже одного раза в неделю на 2-3 часа. Курировать группу должен генеральный директор или его заместитель. После оформления и согласования с руководством продуктов бизнес-игры группа развития переходит к внедрению наиболее актуальных изменений. За месяц по следующей игры рабочая группа начинает формировать список наиболее значимых вопросов, которых важно коснуться в предстоящей очередной бизнес-игре. Окончательную тему игры утверждает генеральный директор.

 

Какова методологическая база ОД бизнес-игры? 

Разработки Центра АКМЭ базируются на интеллектуальном корпусе средств, созданных методологическим движением ММПК (лидер – проф., д.пс.н. Анисимов О.С.) в течение более чем тридцатилетней практики. К ключевым базовым разработкам ММПК относятся: «Теория деятельности и мышления», «Методологическая азбука» и «Язык схематических изображений». В отличие от западных управленческих инструментов, полученных исключительно за счет обобщения опыта, разработки ММПК имеют и строгую теоретическую обоснованность, и опытно-экспериментальную апробацию. Проще говоря, они практичны как всякая хорошая теория.

 

Чем отличается ОД бизнес-игра от корпоративного тренинга и стратегичеcкой сессии? 

ОД бизнес-игра отличается от традиционной «стратегической сессии» (как и от корпоративного тренинга) тем, что в игре обязательно вводится структура ключевых для стратегического планирования ролей (например, «Высшее управление», «Маркетинг», «Продажи» и т.п.). Каждая группа сначала участвует в создании контуров общей стратегии, а затем конкретизирует ее в соответствии со своей ролью. Кроме этого в бизнес-игре по разработке стратегии, в отличие от стратегической сессии участвуют не только топ-менеджеры, но и менеджеры среднего уровня.

Главное отличие ОД бизнес-игры от корпоративного тренинга заключается в том, что ее задачи не ограничиваются обучением сотрудников новым навыкам, а дополняются развитием всего механизма деятельности компании. 

 

Какова история возникновения ОД бизнес-игр? 

Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры применяли при обучении офицеров. Применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено впервые в СССР в 1932 году на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Однако свобода высказываний участников и вариативность решения проблем, присущие деловой игре, сделали этот вид деятельности опасным для режима тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия. Первая машинная игра была создана в 1955 году в США. Она имитировала снабжение баз ВВС. Там впервые появился термин "деловая игра". Уже через 10 лет они применялись почти во всех школах бизнеса. В СССР игры снова стали применяться в 60-е годы. Но активное возрождение деловых игр в России связано, прежде всего, с именем Г.П.Щедровицкого (лидер ММК), под руководством которого в 70-х годов прошла успешную апробацию новая форма деловой игры – организационно-деятельностная игра (ОДИ). ОДИ сместила акцент внимания в деловой игре с обучения участников на развитие деятельности. Со второй половины восьмидесятых годов прошлого столетия игры ОДИ проводят и методологи-игротехники движения ММПК (ответвление от ММК, лидер – проф. Анисимов О.С.). Особенностью наших ОД бизнес-игр можно считать опору на большой опыт проведения ОД бизнес-игр и использование в играх апробированного в многолетней игропрактике понятийного аппарата теории деятельности, а также языка схематических изображений. 

 

Какие есть разновидности ОД бизнес-игры? 

По форме работы мы различаем три вида бизнес-игр: организационно-деятельностная (ОД), организационно-коммуникативная (ОК) и организационно-мыслительная (ОМ). В ОД бизнес-игре структура ролей подбирается в соответствии с реальными позициями в компании.  В организационно-коммуникативной (ОК) игре выделяется ключевое противоречие и на его основе вводится «тезис – антитезис» («за» и «против») для всей игры и создаются следующие группы: «за», «против», «арбитр» (эксперты) и «организатор коммуникации». Ткакя конфигурация групп позволяет глубоко разобраться с осонвным противоречием, породившим заказ на бизнес-игру. Организационно-мыслительная игра предполагает введение ролей чисто мыслительного плана. Например. «теоретик», «проблематизатор», «знаток ситуации» и пр.

 

На вопросы отвечал Верхоглазенко В.Н.