Печально наблюдать деградацию системы образования. От Советской довольно сильной школы сегодня, под давлением западных более поверхностных «стандартов» образования, мало что осталось. К сожалению. Но если смотреть правде в глаза, то следует сказать, что и в Советском образовании всех уровней (от начальной школы и до высшей) не учили, пожалуй, самому главному – культуре мышления. Советская школа была «школой памяти».
Те, кто хоть как-то самостоятельно мыслил, а не вспоминал, были самородками. Скорее исключением из правила. Таким людям, благодаря своему таланту, удавалось сделать что-то значимое в научной или иной сфере. Ведь их мыслительная самоорганизация давала им существенные преимущества относительно стихийных мыслителей, у которых если и были достижения, то очень редко, очень случайно и очень незначительные. Вы спросите: но возможно ли это – научить правильному организованному мышлению? Ответ – да. Или это удел единичных самородков? Ответ – нет. Культуре мышления можно и нужно обучать! Кстати это может стать точкой опоры для возрождения величия нашей Родины, т.к. на Западе и на Востоке технологии обучения правильному мышлению нет. А значит – это наше главное конкурентное преимущество в мировом масштабе. Но пока оно только в потенциале.
Сделаем небольшое отступление, чтобы раскрыть проблемное поле. Идея акмеологии в той или иной форме выражения постоянно сопровождала историческую рефлексию жизни общества и жизни отдельных выдающихся людей. Чем более значимым было место общества, нации, отдельного человека в целостности происходившего и происшедшего, тем быстрее и острее стоял вопрос о характере полученных, получаемых достижений, о причинах достижения высот проявлений человеческого духа, человеческой субъективности, носителя деятельного начала.
Однако от практической потребности при более внимательном взгляде на жизнь и деятельность, достижение вершин (“акме”) своего самовыражения отдельных, выдающихся людей, групп людей, общества или нации в целом до оформления такого интереса в рамках специальных научных исследований и разработок “дистанция огромного размера”. Поэтому особое условие для выделения акмеологии как области изучения и практических разработок выступило появление соответствующего направления в образовании, создание учебных дисциплин.
В отличие от тщательного слежения, реконструкции жизненного пути субъекта, вычленения факторов, повлиявших на те или иные поступки, на возникновение ярчайших эффектов и результатов, применительно к полководцам, правителям, творцам, мыслителям, их мышление в ходе принятия решений, в ходе научных и философских поисков, крайне редко подвергалось тщательному разбору со стороны аналитиков. Тем более механизм мышления выдающихся людей оставался за горизонтом их интересов.
С достаточно интуитивной очевидностью можно утверждать, что мышление относится к наиболее сложным формам интеллектуального профессионализма и требует высочайшей подготовленности человека.
Одной из важнейших основ динамичного и поступательного развития российского государства и общества, обеспечения национальной безопасности и всех её составляющих является отечественная система образования, и непосредственно, система подготовки.
Эта подготовка представляет собой деятельность должностных лиц по обучению, воспитанию, профессиональному и личностному развитию и производится на различных образовательных площадках.
В современных условиях, наши геополитические противники используют ухищренные способы воздействия для подрыва благополучия нашего государства. Информационные войны давно уже стали реалиями жизни. Сейчас мы должны всерьез взяться за подготовку щита для отражения атак. Возникает справедливый вопрос о качественных и эффективных механизмах развития мышления для предупреждения и отражения вредоносных воздействий недоброжелателей.
Сейчас подготовка военных специалистов аналитиков является одним из ведущих направлений в формировании специальных информационных центров ситуационного реагирования. Для этих целей необходима хорошая теоретическая база и практическая деятельность.
Такие «жесткие» требования к мышлению означают, что оно должно быть не случайным (стихийным), а культурно оформленным. Наиболее жесткими формами культурного осуществления мышления являются постановка проблем и решение задач в рамках строгих логических требований. Это предполагает владение операциями, характерными для оперирования понятиями и категориями, применение схемотехники, что, в свою очередь, опирается на сформированность логико-семиотического сознания (адекватное использования теоретического языка с соблюдением логических законов).
Одним из главных психолого-акмеологических условий активизации личностного потенциала развития мышления человека является погружение его в специальную среду. Где он будет подвержен влиянию особым внешним и внутренним факторам развития.
В современной культуре мышления и в рамках акмеологических ценностей разработаны модели и технологии, учитывающие опыт самых сложных форм принятия решений в игромоделировании.
Начиная с конца 70-х годов в московском методолого-педагогическом кружке (ММПК) ведутся исследования по сути культурного мышления и разработки по качественному развитию мышления и переводу его культурный уровень. Как показала практика, наиболее эффективным средством развития мышления является форма организационно-деятельностной игры. Такая форма организации учебной площадки позволяет развивать мышление существенным образом в кратчайшие сроки. В связи с этим остановимся на механизме Орг-деятельностной игры (ОДИ) немного подробнее.
В практике ОДИ воссоздаются все части цикла развития мышления на основе деятельности:
Это предпосылки для раскрытия развития. Здесь оно имеется в полном объеме, затрагивая интеллектуальный, чувственный, волевой уровни субъективности человека.
ОДИ является пространством, где совмещаются игровой, деятельностный слои и их рефлексия, с вовлечением культурных аналитических средств, а также учет не только внешних, но и внутренних факторов развития мышления.
Обычно в игре все участники делятся на команды по 6-9 человек. Каждая команда проходит семь этапов:
Эти этапы в совокупности составляют один цикл в решении поставленных задач. По их итогам делаются выводы, даются рекомендации для достижения целей игры.
Технологии развития мышления должны базироваться именно на этих высокоэффективных формах обучения. Они успешно прошли апробацию на внутренних экспериментальных учебных площадках ММПК – на методологических модулях.
В качестве основных разработок стоит отметить курс «Путь к разумному мышлению» – первый долгосрочный курс по развитию мышления (продолжительность – более года). пока что в локальном масштабе хотим показать на практике, как работает технология развития мышления. В будущем, данная технология еще будет внедрена не только в высшие учебные заведения, но и в среднюю школу (конечно, в упрощенном виде). Это будет возрождение системы образования на новом качественном уровне, при котором «школа памяти» поднимется на ступеньку «школы мышления». Ведь если со школьной скамьи научить человека мыслить, он будет принимать осмысленные решения во всех слоях свой жизни: в жизнедеятельности, в социальной, деятельностной и культурной жизни. А значит – будет гармоничен и успешен. Но это в будущем. А сейчас для тех, кто уже успел понять простую истину: организовав свое мышление, мы наладим и свою жизнь,- введем концептуальное основание для нашего курса.
В рамках подхода к организации аналитики человека следует различать, как минимум, пять уровней мышления (см. сх.1) (уровни составлены с опорой на концепцию профессора Анисимова О.С.).
Схема 1. Пять уровней мышления
Коммуникативно-смысловой уровень мышления характеризуется высокой степенью случайности процесса и результата мышления. Мышление на этом уровне не дает возможности вводить принципиальные выводы по анализируемой мыслителем ситуации. Степень гипотетичности решений данного уровня весьма высока.
Понятийный уровень мышления заключается в появлении жестких «опор» в виде строго определенных значений терминов, являющихся ключевыми для предметной области анализа. На этом уровне снимается «размытость» границ и неоднозначность содержаний употребляемых в анализе терминов, что придает процессу мышления значительно большую организованность по отношению к предыдущему смысловому уровню.
Следующий, проблемно-задачный уровень мышления снимает формалистичность использования понятий и предполагает способность мыслителя по перестройке понятий под «давлением» материала, но в строгом соответствии с правилами теоретической работы и с соблюдением причинно-следственных логических цепочек.
Более высокий, системный уровень мышления позволяет оперировать с целостными объектами различного уровня обобщений (но не предельных обобщений) при этом реализуется строгость объектно-каузальной логики (или иначе: объектно-причинно-следственной логики). Аналитический процесс этого уровня сохраняет целостность всех взаимодействующих объектов позволяет вскрыть существенное в их внутреннем устройстве и взаимодействии.
И, наконец, самый высокий универсумально-онтологический (метасистемный) уровень мышления, специфика которого заключается в оперировании в качестве оснований предельно абстрактной картиной мира («высшая онтология»), но в той же объектно-каузальной логике. Данный уровень мышления необходим для методологов и руководства страны.
Верхоглазенко В.
Кожевников И.
Программа курса «Путь к разумному мышлению» состоит из четырех ступеней, в каждой из которых по четыре-пять тренингов. Общая линия такова.
Ступень I. Перевод мыслителя со смыслового или коммуникативно-смыслового уровня мышления на понятийный.
Тренинг 1. Трехфазная рефлексивная аналитика деятельности.
Тренинг 2. Концептуальные средства аналитики.
Тренинг 3. Самоорганизация аналитика в рамках требований к концептуальной работы.
Тренинг 4. Понятийные средства аналитики
Ступень II. Перевод мыслителя с понятийного уровня мышления на задачно-проблемный.
Тренинг 1. Решение задач с опорой на понятийные средства.
Тренинг 2. Постановка проблем.
Тренинг 3. Самоорганизация аналитика в рамках задачной и проблемной форм аналитической работы.
Тренинг 4. Технология постановки и решения проблем.
Ступень III. Перевод мыслителя с задачно-проблемного уровня мышления на системный.
Тренинг 1. Анализ любого объекта как системы.
Тренинг 2. Объектно-причинно-следственная логика в системном подходе.
Тренинг 3. Самоорганизация аналитика в рамках системного подхода.
Тренинг 4. Технология системного анализа.
Ступень IV. Перевод мыслителя с системного уровня мышления на метасистемный (универсумально-онтологический).
Тренинг 1. Метасистемный анализ и основные законы бытия.
Тренинг 2. Высшая онтология бытия («метафизический «ромб»).
Тренинг 3. Технологический цикл аналитической деятельности.
Тренинг 4. Самоорганизация аналитика в рамках метасистемного подхода.
Тренинг 5. Абсолютный метод познания Гегеля («логика восхождения от абстрактного к конкретному»).
Курс предназначен для людей, кто хочет существенно развить своё аналитическое мышление и, в то же время, этот курс является введением в методологию. При этом, тем, кто самоопределяется к вхождению в методологическую культуру рекомендуется прохождение всех 4-х ступеней, а тем, кто хочет просто повысить уровень своего мышления – достаточным можно считать прохождения 3 ступеней.