Методика реконструкции деятельности предприятия на общем уровне

Общий цикл предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность строится на основании критериев рационального хозяйствования и считается ставшей, если:
- во-первых, есть производство необходимого обществу продукта;
- во-вторых, предпринимательская деятельность удовлетворяет критерию прибыльности;
- в-третьих, предпринимательская деятельность оформлена в воспроизводящийся предпринимательский цикл.
Для успешности и устойчивости дела предприниматель должен спроектировать дело, которое принесет ему прибыль. В свою очередь прибыль может принести только дело, имеющее социально значимый характер. Следовательно, предприниматель должен изучить социальную потребность (заказ общества): исследовать существующий спрос.

Выявив содержание спроса, он должен разработать конкретный бизнес-план по производству и реализации продукции, соответствующей выявленному спросу. В связи с этим предпринимателю необходимо всесторонне исследовать рынок ресурсов и выяснить наличие на этом рынке требуемого товара, уровень цен и т.п. Кроме того, при ограниченности собственных денежных и иных средств, предприниматель должен изучить рынок финансовых средств на предмет их наличия у потенциальных кредиторов, уровня процентов при взятии банковских кредитов, условий их получения и т.п. При недостаточности собственных ресурсов, он берет ссуду в банке с обязательством возврата. Если предприниматель проигнорирует данные шаги его бизнес-проектирование может превратиться в “прожектерство”.

Построив конкретный нормативный план своей деятельности, предпринимателю необходимо обеспечить запланированное производство необходимыми ресурсами. Для этого он должен приобрести на рынке ресурсов необходимые ему ресурсы (людей, сырье и т.д.). После этого предприниматель включает ресурсы в деятельность и запускает производство запланированной продукции. Для того чтобы производство было бесперебойным и соответствовало нормам он осуществляет контроль и коррекцию процесса производства.

Произведенная продукция реализуется на рынке. Полученный доход предприниматель перераспределяет, т.е. осуществляет расчет с банком, покрывает расходы производства, платит налоги и т.п. и подсчитывает итоговую прибыль.

Итак, в предельно краткой, общей форме мы изложили основные шаги предпринимательского цикла. Таким образом, предпринимательский цикл (далее по тексту: П-цикл) включает в себя[1](сх.1):

1. Исследование содержания потребительского спроса.

2. Разработка бизнес-плана (проектирование) по производству и реализации продукта.

3. Заем в банке финансовых средств, необходимых для обеспечения ресурсами своей производственной деятельности.

4. Приобретение ресурсов для производства (исходный материал, средства, работники и т.д.).

5. Производство запланированной продукции.

6. Сбыт произведенной продукции на рынке реализации.

7. Перераспределение дохода (возврат займа в банк с процентами, стабилизация цикла (выдача зарплаты и прочее)) и подсчет прибыли.

 

Схема 1. Цикл предпринимательской деятельности

Каждый из семи бизнес-процессов может быть конкретизирован в свой воспроизводящийся цикл со своей спецификой (см. сх. 2).

 

            Схема 2. Бизнес-процессы второго уровня П-цикла

 

Методика реконструкции деятельности предприятия

Для построения П-цикла конкретного предприятия нужно начать с соотнесения общего П-цикла с бизнес-процессами реального предприятия на самом общем уровне. Следует задать следующие вопросы:

  1. Как осуществляется исследование потребительских запросов?
  2. Как разрабатывается бизнес-план деятельности?
  3. Берется ли кредит в банке?
  4. Как организован процесс приобретения ресурсов для производства (исходный материал, средства, работники и т.д.)?
  5. Как организован процесс производства запланированной продукции?
  6. Как осуществляется реализация произведенной продукции на потребительском рынке? Как организован процесс перераспределение дохода (возврат займа в банк с процентами, выдача зарплаты и прочее)) и подсчет прибыли?\ 

Необходимо на общем уровне (без деталей) увидеть причинно-следственную связь процессов деятельности предприятия.

Только после того, как картина работы предприятия в целом стала ясной, логика – прозрачной,  можно переходить к углублению и детализации отдельных бизнес-процессов предпринимательского цикла, опираясь на схему 2.

Следует отметить, что данный цикл относится напрямую к производственному предприятию. Торговый предприниматель встраивается в процесс реализации к производственному предприятию. Для торговли можно построить свой предпринимательский цикл, в котором будет соответственно отсутствовать производственное звено.

Особой спецификой обладает и банковская деятелность. На общем П-цикле банк фигурирует как кредитующий финансовые ресурсы (под проценты) производственному предпринимателю. С этой точки и нужно выводить банковский предпринимательский цикл.

На схеме 1 видно и отличие потребительского рынка (продажа конечному потребителю) от снабженческого рынка (продажа ресурсов производителю).

Степень детализации процессов и подпроцессов зависит от их сложности и производится обычно в специфичных для предприятия процессах. Т.е. понятные, очевидные  процессы можно оставлять на достаточно общем уровне, а процессы, в которых масса нюансов и вариаций необходимо конкретизировать до простоты и логической ясности.

Изложенный подход к реконструкции деятельности конкретного предприятия позволит аналитику сохранять целостность, системность взгляда даже при углублении в конкретные бизнес процессы предприятия, в силу того, что он все время видит на общей план-карте-схеме, что и до какой степени конкретизируется.

Верхоглазенко В.Н.

 



[1] Анисимов О.С. Основы методологии. Учебное пособие./ Российская академия менеджмента и агробизнеса. - М.: 1994. В 2-х томах. Т.2. Параграф 8: Методология и культура предпринимательства.