Верхоглазенко В.Н. О рефлексии

Существенную роль в самоорганизации играет рефлексия. Если речь идет о развитой самоорганизации человека, то это всегда разговор о «рефлексивной самоорганизации», хотя прилагательное «рефлексивная» не обязательно присутствует. Но всегда имеется ввиду, поскольку вне развитой рефлексии не может быть и хорошей самоорганизации человека.

Поэтому, поговорим немного о «рефлексии» и ее устроенности.

Рефлексия – это анализ затруднения в действии, направленный на преодоление этого затруднения.

Рефлексия может быть в разной степени развитости (от «стихийной» до «критериально организованной»). При «стихийной» рефлексии нет строгой последовательности и предопределённости по содержанию работы. Путь преодоления затруднения ищется «по ощущениям», что, естественно, не гарантирует снятие возникшей трудности.

В первичной своей развитости, рефлексия предполагает осуществление человеком (или группой) трёх шагов (фаз)

1) реконструкция пути до затруднения (исследование),

2) вскрытие причины затруднения (критика) и

3) перестройка способа действия для преодоления затруднения (перенормирование).

И именно в этой последовательности. Хотя при затруднении на какой-то из фаз, конечно, возможно возвращение на предыдущую, если вскрыта недоработка на той стадии.

На фазе реконструкции необходимо описать ситуацию, перечислив последовательный ряд событий в хронологическом порядке. Здесь важно зафиксировать, что и в какой последовательности произошло. Для успешной реконструкции ситуации нужна хорошая память. Но если затруднение значимо и требует глубокого разбирательства, то желательно фиксировать запомнившиеся факты, не надеясь только на память.

Тщательность реконструкции ситуации даёт полноценный материал для критического анализа.

И напротив, поверхностная с пробелами реконструкция создаёт трудности для последующей качественной критики.

На фазе критики необходимо найти причину возникшего затруднения в действии. Строятся различные версии причины, проверяется причинно-следственность событий до затруднения. Критический анализ – очень тонкая мыслительная работа. На нижнем уровне критика выполняется спонтанно, без расчётов и полна субъективного произвола. На более развитом уровне запечатленные действия сравниваются с действиями, зафиксированными в норме, которую реализовывал деятель.

Мощность и надёжность критики существенно повышается при использовании соответствующих анализируемой ситуации понятий и концепций, т.е. теоретических средств.

Особенно в случаях, когда расхождений между зафиксированными реальными действиями и требованиями нормы нет.

Например, если затруднение связано с падением заинтересованности в соблюдении технологии исполнителя, что привело к затруднению, то привлекается понятие «самоопределение».

Например, первый шаг самоопределения состоит в понимании введённой нормы и заканчивается он правильно понятой нормой. В описанной ситуации мы ищем материал, подтверждающий, что понимание осуществлялось и подтверждения того, что норма была правильно понята. И т.д. – последовательно берутся процессы понятия и ищутся аналоги им в феномене.

Все несоответствия – дают повод для тщательного изучения, т.к. отсутствие в реальных действиях того, что есть в понятии и может быть причиной затруднения в действии.

Поскольку критическая аналитика является очень сложной мыслительной работой, то для коллективного её осуществления требуется высокий уровень коммуникации.

Но что, если причина затруднения определена неточно? И как избежать случайности при вскрытии главной причины затруднения в действии? Для правильного и неслучайного определения причины затруднения необходимо привлечь средства анализа – критерии (понятия, категории и т.п.).

Рефлексивные критерии различаются по мощности. Более просты в применении, но менее надёжны критерии в виде обобщенных представлений прошлого опыта (1-й уровень) (см. сх. 1).

 

К более развитому (2-му) уровню критериев относятся научные представления (теории), т.к. они обладают большей строгостью их построения, чем простые эмпирические обобщения. В каждой науке есть своя предметная методология с требованиями проведения исследования и построения научных теорий.

Высшим, 3-м уровнем развитости критериев является философско-методологический уровень.

В качестве критериев здесь выступают философские онтологии и всеобщая методология (форма философского мышления). Для решения наиболее ответственных задач и глобальных проблем рекомендуется аналитику проводить с привлечением критериев третьего уровня.

 На фазе перенормирования человек изменяет норму действия с целью преодоления затруднения, породившего рефлексию. Естественно, коррекция номы должна реагировать на вскрытую в критической фазе причину затруднения, иначе изменение нормы может не привести к желаемому результату – преодолению затруднения в действии.

  Учёт причины затруднения заключается в исключении из нормы неправильной части и в замещении её более адекватным фрагментом нормы с опорой на понятийное представление. 

 Реализация измененной нормы Н-штрих, если она построена верно, позволяет преодолеть затруднение и достичь намеченной ранее цели.