Анализ термина «развитие»

Понятие развития с начала XIX столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление. Это не значит, однако, что логическое содержание этой идеи стало вполне ясным для общего сознания... (Cоловьев В.С.)
Понятие «развитие» - ключевое, краеугольное понятие в рамках методологического подхода. В толковом словаре В.И. Даля термин «развитие» отсутствует. Есть лишь глагол «развивать»: развивать, противопол. свивать, завивать; развертывать, раскручивать, расплетать, распускать. Например: Развить веревку на паклю. Так сверчено, что и не разовьешь. (Даль В.И. Толковый словарь В.И.Даля II изд. 1862-1866, адаптировано, OCR 1998)

Здесь развитие трактуется буквально в своем конкретном значении «развить ранее завитое», «раскрутить ранее скрученное» и т.п..

Есть и более широкое понимание, отрывающееся от своего первоначального «веревочного» контекста:

"Весна развивает почки. Упражненье развивает способности. Он старается развить мысль, об отсутствии в человеке заслуги. У него силы еще не развились. Торговля, промыслы развиваются, расширяются. Развитие зародыша, созреванье и рост его от зачатия".

«Торговля, промыслы развиваются, расширяются» - здесь налицо трактовка развития в контексте «роста, расширения», т.е. в количественном наращивании объема.

Но присутствуют и примеры, которые более близки к намеку о качественном изменении чего-либо: «Весна развивает почки» (которые затем становятся листьями),«Развитие зародыша, созреванье и рост его от зачатия» (который далее становится детенышем).

Вот как описывает историческую динамику значения слова развития В. В. Виноградов[1]:

«Глаголы развивать — развить и возвратный развиваться — развиться в русском литературном языке до самого конца XVIII в. выражали лишь конкретные значения (иногда с профессиональным оттенком), прямо вытекающие из их морфологического состава. Слово развивать в словарях Академии Российской определяется так: «1) Свернутое что развертывать, раскатывать. 2) Свитое, заплетенное, закрученное вертя в противную сторону, разнимать, раскручивать, рассучивать, расплетать. Развить веревку. Развить венок. Развить косу».Соответственно этим различиям значений развивать разграничиваются однородные два значения и в глаголе развиваться: «Относительно к вещам свернутым, скатанным, значит: развертываться, распускаться, распространяться. Коса, кудри развились... Говоря о вещах … скрученных, означает: расплетаться, … раскручиваться...». Ср.: «Развитый, ... прил. «Раскрученный, расплетенный, рассученный» (сл. АР 1806—1822, ч. 5, с. 807, 808, 809)».

И далее: «В русском литературном языке последней четверти XVIII в. глагол развивать воспринимает отвлеченные значения французского développer (развитие — développement). Обычно это семантическое новообразование связывается со стилистической реформой Карамзина и его школы.

Новое употребление слова развивать, развитие, сложившееся под влиянием французских développer, développement, отразилось и в словаре 1847 г. Здесь указаны новое переносное значение развивать: «раскрывать умственные способности» — и новое отвлеченное значение глагола развиваться: «приходить в большее действие; приумножаться, увеличиваться, раскрываться». Силы развиваются. Его способности еще не развились» (сл. 1867—1868, 4, с. 17)…

В. С. Соловьев в своем сочинении «Философские начала цельного знания» писал: «…Развитие определяется как «такой ряд имманентных изменений органического существа, который идет от известного начала и направляется к известной определенной цели» (ЖМНП, 1877, март, с. 62)… На изменение значений слова развитие повлияло синонимическое сближение его с научным термином эволюция, происшедшее в русском литературном языке в 20—40-х годах XIX в. Понятие же эволюция пережило длинный и сложный процесс своего формирования в западноевропейской духовной культуре. У Николая Кузанского мы впервые встречаем противоположные понятия complicatio и ехрlicatio («свертывание и развертывание»), развитие ехрlicatio заменяется у него часто словом evolutio. У Якова Беме термин этот передается словом ”Auswicklung“. Со второй половины XVIII ст. понятие эволюции, развития начинает применяться к реальному, материальному миру (в то время как до того ехрlicatio, evolutio, Auswicklung, Еntwicklung применялись в области логического или математического доказательства определенных положений)». (выд. наше – ВВН).

Мы видим, что термин «развитие» начинает приобретать дополнительное более абстрактное и более важное (по отношению к исходному) переносное значение. «Развивать» в своих переносных значениях имеет уже дополнительную содержательную нагрузку количественного характера: «способствовать росту, увеличению чего-л. в объеме, количестве; предпринимать в больших размерах, широко развертывать; постоянно усиливая, доводить до значительной степени проявления»[2].

Однако хотелось бы особо отметить существенность первого значения «развить ранее завитое», «раскрутить ранее скрученное» и т.п. понятого в более общем контексте, чем «развить веревку для пакли». Мы имеем ввиду намёк на изначальную заданность потенциала нечто, «план» и «возможность» перехода его в новое состояние, как главное условие любого развития (см. сх. 1)

 

Схема 1. Переход нечто в новое более развитое состояние

Так зародыш содержит в себе потенциально зрелое состояние, зерно – состояние растения и т.д. В процессе перехода осуществляется, фигурально выражаясь, «раскручивание свернутой спирали», которой предназначено стать развернутой. В данном контексте, слово «развитие» в своем первоначальном значении понятое абстрактно отражает суть дела точнее, чем более поздние количественные характеристики перехода в состояние более высокого уровня зрелости: рост, расширение, наращивание усилий, широкое развертывание, увеличение в объеме и т.п.

В толковых словарях под развитием устойчиво понимается процесс изменения, перехода чего-либо из одного состояния в другое[3]:

    • простое сложное;

    • старое качественное состояние новое качественное состояние

    • низшее высшее, более совершенное, новый состав

    • низкая степень сознательности более высокая степень сознательности, культурности, умственной и духовной зрелости

Следует согласиться с тем, что атрибутом любого развития является изменение. Очевидность данного утверждения не требует специального доказательства. При этом: всякое развитие – есть изменение, но не всякое изменение - развитие. Т.е. развитие предполагает изменение особого рода. Но для начала уточним наше понимание изменения вообще и соотношение этого понятия с развитием.

Под изменением обычно понимают «поправку, перемену, изменяющую что-нибудь прежнее» (C. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова), «переделку, изменяющую прежнее» (Ушаков), «процесс перехода от одного состояния нечто в иное, а также переход «суммы» нечто из одной конфигурации и соответствующих состояний в другие» (Анисимов). Во-первых, само по себе изменение допускает не только увеличение чего-либо (рост), но и уменьшение (спад), а изменение включенное в развитие предполагает «рост». Во-вторых, возможны «чисто количественные» изменения, не затрагивающие качественных определенностей нечто. И, как известно, не всякое изменение количества дает изменение качества. Есть изменения приводящие и к структурным перестройкам, к модификации конфигураций элементов. В свою очередь любое развитие предполагает «изменение качества», причем в сторону большего совершенства. Однако нам необходимо далее уточнить и сделать более жестким наше понимание словосочетания «более совершенное состояние», т.к. оно само по себе имеет количественную характеристику.

Развитие предполагает прогресс (лат. progressus - продвижение вперед), противоположное развитию деградация – регресс. В словаре C.И. Ожегова под прогрессом понимается «поступательное движение, улучшение в процессе развития», т.е. прогресс есть «побочный эффект» развития.

С другой стороны, характерно, что во многих словарях определение «прогресса» немногим отличается от определения развития. Вот цитата из словаря иностранных слов:

«прогресс - движение вперед, от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему; развитие нового, передового», а это чуть ли не дословное воспроизводство определения развития, приведенное нами в начале статьи.

Если попытаться с помощью толковых словарей отличить содержание понятия «развитие» от значений таких терминов как «совершенствование», «рост», «улучшение» и т.п., то легко убедиться, что сделать это отчетливым, ясным образом практически невозможно. Значениевые области этих терминов имеют «пересекающиеся сектора» и «размытые» границы.

Определение В.И. Ленина развития как "борьбы противоположностей», хотя и подчеркивает важнейшую диалектическую сторону любого развития, верно лишь отчасти, т.к. затрагивает лишь начальную стадию развития.

В Большой советской энциклопедии[4] развитие трактуется как «направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры».

Развитию противоположно, с одной стороны, «деградация», а, с другой стороны, «функционирование». В связи с этим антонимы слова «развитие», разделяются на две группы:

1) вырождение, деградация, загнивание, крах, разложение, разрушение, регресс, спад, упадок.

2) закостенелость, консервативность, реакционность, остановка, простой.

Первая группа характеризует разрушение нечто, спад, что противоположно подъему и росту, присущему развитию, т.е. значения слов этой группы противопоставляются «развитию как росту-усложнению», повышающему жизнестойкость нечто в окружающей среде. Значения слов второй группы (закостенелость, консервативность и пр.) подчеркивают некую «остановку» и противоположны «развитию как изменению».

В заключение несколько определений развития из различных источников.

РАЗВИТИЕ - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. (Ожегов C. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, М., Азъ, 1992)

Развитие ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: развить, развиться. 2) Состояние по знач. глаг.: развиться. 3) Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему. 4) Степень просвещенности, культурности, умственной и духовной зрелости. (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.- М., 2000)

РАЗВИТИЕ , направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см. Эволюция); революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (см. Революция). Выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс) и нисходящую (см. Регресс). В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования. (Современный толковый словарь. 75465 словарных статей. Изд. "Большая Советская Энциклопедия". – М., OCR Палек, 1998). 

РАЗВИТИЕ развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. развить-развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по глаг. развиться-развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Развитие есть "борьба" противоположностей. Ленин. Изучение героической истории большевистской партии вооружает знанием законов общественного развития и политической борьбы, знанием движущих сил революции. История ВКП(б). Диалектическое развитие. 4. Состояние умственной и духовной зрелости, степень сознательности, просвещенности, культурности. Политическое развитие. (Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940)

РАЗВИТИЕ, направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (смотри Эволюция); революционную, характеризующуюся качественные изменениями в структуре объекта (смотри Революция). Выделяют восходящую линию развития (смотри Прогресс) и нисходящую (смотри Регресс). В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования. (Современный Энциклопедический словарь. Изд. "Большая Российская Энциклопедия". – М., OCR Палек, 1998).

Анисимов О.С.

Развитие – линия трансформаций механизма нечто, меняющая содержание «проекта» созревания в сторону качественного усложнения и приобретения дополнительного потенциала эффективности бытия. (Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. М., 2002)

Развитие деятельности – акцентированность рефлексивного обеспечения не на ситуационно значимое реагирование на несоответствие реального процесса требованиям нормы и на наличие препятствия к ходу деятельности, а на придание деятельности качественно новых особенностей, нового потенциала, переходимости к новым, более сложным целям за счет качественного изменения механизма деятельности. Потенциал деятельности прежде всего определяется особенностями и возможностями средств, относительно которых ставятся новые цели и задачи, а также возможностями деятеля, готового адекватно войти в деятельность с иными требованиями. Т.е. РД – перестройка деятельности в условиях достижимости прежних целей с прежними средствами и способами применения, направленная на приобретение деятельностно больших, чем прежде, способностей к реализации прежних и новых заказов. (Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. М., 2002).

Есть и несколько необычная трактовка термина "развитие", в которой "РА" понимается как высшая солнечная энергия.

Левашов Н.

Казалось бы – «развитие» - слово, как слово, но стоит только немного сосредоточить на нём внимание и для генетически русского человека это слово заиграет всеми красками своего истинного значения. Слово развитие образовано из двух слов РА и ВИТОК или ВИТОК РА. Буква З выполняет функцию соединения двух корней РА и ВИТОК. Корень РА несёт в себе смысл просветления, а корень ВИТОК — переход на более высокий уровень понимания, просветления. В силу того, что смысловое значение слова РА более значимое, чем слова ВЕРНУТЬ, наши предки всегда это подчёркивали, помещая слово РА впереди любого другого, при объединении нескольких слов в одно. Другими словами, существовала ИЕРАРХИЯ СЛОВ русского языка в соответствии с их смыслом и значением. Чтобы убедиться, что это именно так и есть, достаточно обратить своё внимание на другие слова русского языка, которые образованы подобным же образом. Например, слово развернуть. Это слово тоже имеет два корня — РАзВЕРНУТЬ или, если это слово разделить на слова, его образующие, получим следующие — РА ВЕРНУТЬ или ВЕРНУТЬ РА! И относилось это слово к человеку, и означало это слово возвращение человеком состояния просветления знанием. (Николай Левашов. Россия в кривых зеркалах. Том 1. От русов звёздных до осквернённых русских.)



[1] Виноградов В. В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных, Ответственный редактор Н. Ю. Шведова, Москва, «Толк», 1994, [2], 1138 с.
[2] Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова. 2000 год, 136 тыс. словарных статей.
[3] Ожегов C. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, М., Азъ, 1992 г.; Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.- М., 2000 г. (136 тыс. словарных статей).
[4] Современный толковый словарь. 75465 словарных статей. Изд. "Большая Советская Энциклопедия". – М., OCR Палек, 1998 г.
 

 Верхоглазенко В.Н.