Московский методолого-педагогический кружок


Посмотреть (скачать) буклет к 30-летию ММПК

Московский методолого-педагогический кружок: 30 лет служение истине и культуре мышления / Буклет. - М., 2008

 

Деятельность московского методолого-педагогического кружка (ММПК) осуществляется коллективом энтузиастов под руководством доктора психологических наук О.С.Анисимова, профессора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. О.С. Анисимов, являясь организатором и руководителем московской методолого-педагогической школы, более 30 лет занимается проблемами высшего гуманитарного образования, и добился значительных результатов в поиске и разработке совершенных, с методической точки зрения, средств организации и развития педагогической деятельности.

Сообщество ММПК проводит многолетние разработки в области методологии, философии, логики, науковедения, стратегического управления, системного анализа, цивилизационного анализа, психологии, социологии, культурологии, религиоведения, исторического анализа, педагогической инноватики.

Организационно деятельность ММПК состоит из следующих функциональных блоков:

  • Московского семинара (в настоящее время проводится на территории РГСУ)
  • Семинаров региональных групп (проводятся региональными группами)
  • Тематических семинаров
  • Модульной системы (2 модуля по 2 недели каждый в год)
  • Тематических игромодельных событий, проводимых лидерами ММПК

История и достижения ММПК[1]

Как возник ММПК?

Созданию ММПК предшествовали следующие обстоятельства:

  • опыт пребывания создателя ММПК (О.С.Анисимова) в Московском методологическом кружке (ММК, рук. Г.П.Щедровицкий) с 1971 г.;
  • отсутствие в ММК выделенных программ по подготовке «начинающих методологов»;
  • отсутствие систематических попыток оформления накопленных различений, мыслительных инструментов, образцов методологической работы в трансляционные единицы;
  • отсутствие инициативных групп, желающих строить трансляционный механизм для методологии;
  • игнорирование основных требований к достижению трансляционного эффекта;
  • устремленность к трансляционным целям создателя ММПК;
  • накопленный опыт использования МРТ, ЛСУ, ЯСИ в решении исследовательских, диагностических, трансляционных и «базисных» задач и проблем в методологическом пространстве;
  • уверенность в успехе оформления различений и инструментов, методов и т.п., накопленных в ММК для трансляционных целей;
  • принципиальное отношение к перспективе применения идей педагогики и педагогической психологии к решению трансляционных и методических задач в методологии;
  • уверенность в решающем значении МРТ для вхождения в мир культуры мышления и методологические разработки;
  • уверенность в решающей роли ЛСУ в решении теоретических и арбитражных задач и проблем.

В октябре 1978 г. О.С. Анисимов провел первый семинар в рамках идеи ММПК и рассмотрения ММПК в качестве трансляционного звена в пространстве ММК.

Поскольку существовало много субъективных и объективных факторов, определивших отсутствие согласования программ работы ММПК с лидером ММК Г.П. Щедровицким, то совмещение усилий происходило опосредовано, через участие в реализации программ сектора НИИ Проблем Высшей Школы по проблемам практической подготовки студентов. Г.П. Щедровицкий выступал в качестве соисполнителя, а О.С.Анисимов – в качестве теоретика и идеолога сектора, сотрудника НИИ ВШ.

Тенденция движения ММПК, к 1982 году характерна увеличением функций, которые брал на себя ММПК. К 1982 г. ММПК взял на себя все функции методологического движения, сохраняя проблемную фокусировку и миссию трансляции методологической культуры и подготовки методологов.

Какие формы работы реализовывал ММПК?

Первая форма работы ММПК, как и ММК, было проведение методологических, регулярных, еженедельных семинаров. Вместе с расширением круга участников возникли «спутниковые» семинары с соразмерным участием лидера ММПК, О.С. Анисимова.

В 1983 году стали создаваться внутренние условия запуска игровых форм внутри семинара, появились «внутренние» игры с высокой мыслительной акцентировкой. Это подготовило оформление версии ОДИ, которая стала называться в середине 80-х г.г. «организационно-мыслительной игрой», ОМИ. Первая «внешняя» игра в г. Риге состоялась в 1986 г.

В связи с запуском масштабного образовательного проекта по повышению квалификации управленцев в Высшей школе управления с 1988 г. ММПК, особенно Московская группа, сосредоточилась на проведении развивающих учебных игр, подчинив им методологические семинары.

В 1988 году была запущена программа игротехнической подготовки, которая привела в 1990 году к появлению игромодельных блоков – модулей и их циклических серий. Первая серия, начавшаяся в 1990 году, включала пять модулей по 3 недели каждая.

В условиях реформ и кризиса в стране тематика модулей с 1994 года сместилась на проблемно-поисковые линии разработок. Вновь возродились методологические семинары, готовящие условия для модулей и обсуждающие как результаты модулей, так и фундаментальные проблемы методологии. В середине 90-х г.г. была введена форма соучастия в играх и модулях, проводимых в регионах членами ММПК. Во второй половине 90-х г.г. модули стали двухнедельными.

Модули, проводимые два раза в год, превратились в деловой механизм не только продвижения по магистральным полям проблем, но и согласования всех действий в пространстве ММПК.

Достижения ММПК

1974: ЛСУ

Логика систематического уточнения, оформившая основные логические идеи Гегеля и опыт обсуждения логики ВАК восхождения от абстрактного к конкретному.

1975: МРТ

Метод работы с текстами является механизмом мышления, обеспечивающим понимание, переход к критике, осуществление арбитража в дискуссиях и работе с фиксированными текстами любой сложности.

Является механизмом, обеспечивающим самосовершенствование и саморазвитие, обретение высших знаний и мыслительных способностей, высшего языкового самосознания.

1978: ЯСИ

Язык схематических изображений, выразивший, с учетом практики схематизации и обще-семиотических оснований, основные единицы парадигмы изобразительных схем.

1979: ЯТД

Язык теории деятельности, совмещая глубокую (по требованиям логики систематического уточнения) парадигматизацию и синтагматизацию, с учетом постановки задач и проблем, «свободу» - совмещает схемотехнику (конспектирование, построение и совершенствование, оперирование схематическими изображениями), логическое (принципы дополнительности и уточняемости) оформление мыслительных процессов, рефлексивную самоорганизацию (проблематизацию, депроблематизацию и прогнозирование).

1981: ТЦУ

Технологический цикл управления, оформивший в средствах ЯТД, ЛСУ, цикл процессов, лежащих в основе управленческой деятельности.

1986: ЯТП

Язык теоретической психологии, выражающий в рамках псевдогенетического метода основные категориальные различения психологии.

1989: ИТП

Игротехническая парадигма, оформившая рефлексию игромоделирования и игротехнического управления.

1990: ФСПР

Функционально-структурное пространство рефлексии, оформившее в средствах ЯТД, ЛСУ процессуальные представления о рефлексии.

1991: ЯЭТ

Язык экономической теории, оформивший в рамках псевдогенетического подхода основные концепции экономики.

1999: ИТБ

Иерархия типов бытия, выражающая псевдогенетические переходы от простейшего («природного») типа бытия к высшему («духовному») типу бытия и включающее деятельностное бытие как промежуточное.

1999: ЯСМ

Язык стратегического мышления, выразивший парадигму характеристик, онтологию пространства стратегического мышления (важнейшие выводы).

2001: МС и КПР

Методологический словарь, оформивший множество сложившихся методологических различений.

Культура принятия решений (прежде всего, управленческих), оформившая типовые процессы принятия решений на основе ЯТД, ЛСУ, ТЦУ, ФСР.

2004: СМА

Средства метааналитики, выразившие с помощью ЯТД, ЛСУ, ЯСИ онтологические характеристики систем.

2006: ЦТ

Цивилизационный треугольник, выразивший базисные особенности цивилизации и механизма ее развития на основе ЯТД, ЛСУ, ЧТБ, ЯСИ.

 
Дополнительную информацию о деятельности ММПК можно получить пройдя по ссылке: http://mmpk.appach.ru
 



[1] Источник: «Московский методолого-педагогический кружок: 30 лет служение истине и культуре мышления». /Буклет. - М., 2008

@count комментарий

19
апр

Спасибо, все познавательно, интересно изложено, автор у вас молодец.