Что такое молодежная социально значимая инициатива?

Обычно говорится: "Работа с молодежью…" Но степень неопределенности в такой формулировке очень высока. В ней указана только направленность, но не выделен способ. Как работать с молодежью, если эта работа проводится не для "бодрого" рапорта, а для получения реальных результатов по гармонизации жизни молодого поколения?

По нашей версии, для эффективной работы с молодежью требуется наладить устойчивый и действенный "механизм по развитию молодежной социально значимой инициативы". Необходимо не навязывать что-то извне, а именно подхватывать здоровые молодежные инициативы, актуальные для общества. Но для того, чтобы наладить такой механизм "подхватывания" нужно понять: что же такое по сути "молодежная социально значимая инициатива"?

Вопрос, вынесенный в заголовок, является основным лейтмотивом данной статьи. Однако, ответ на этот вопрос включает в себя последовательный ряд ответов на следующие вопросы:

  1. Что такое «инициатива» вообще?
  2. Что такое «социально значимое дело»?
  3. Каково место молодежи в социуме?
  4. Что такое «молодежная инициатива»?
  5. Что такое «молодежная социально значимая инициатива»?

Данная серия вопросов и задает структуру нашего повествования по теме.

1. Итак, что же такое «инициатива» как таковая? Термин инициатива происходит от английского слова, которое имеет следующие трактовки: существительное – первый шаг, почин, инициатива; прилагательное – начальный, инициативный (в политике «initiative» - право законодательной инициативы). Если же мы возьмем "ядро" термина «initiative», а именно «initiate», то оно определяется так: 1) положить начало, 2) посвящать (в тайну), 3) вводить (в общество) [Англо-русский словарь. Сост. В.К. Мюллер, ОГИЗ, Государственное издание иностранных и национальных словарей, М., 1944].

Таким образом, инициатива связывается с первым шагом, почином. Но данное значение не исчерпывает всего того, что заложено в рассматриваемом термине. Попытаемся разобраться в том, что осталось как бы «за кадром», раскрыв психологическую и социально-ориентированную стороны содержания данного термина.

Что является предпосылкой инициативы? Очевидно, что основой для проявления инициативы может служить жизнедеятельность и социальное бытие человека. (Проявление инициативы в той или иной профессиональной области будем считать более узким, относительно жизнедеятельностного и социального бытия человека.) В наиболее общем плане жизнедеятельность человека включает в себя цикл процессов от возникновения какой либо потребности до ее удовлетворения.

Конкретнее данный цикл включает в себя: возникновение потребностного состояния, субъективное отражение в сознании образа потребности, активизация человека на поиск предмета потребности, сам поиск этого предмета, встреча с потенциальным предметом потребности, построение образа встреченного предмета, сопоставление образа предмета с образом потребности, опознание соответствия предмета образу потребности, присвоение потребностно-значимого предмета и удовлетворение потребности [см. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. Новгород: 1989].

Если в прохождении шагов цикла удовлетворения потребности возникает затруднение, то человек ищет способы и средства для его преодоления. Если таковых не находится, то потребность остается неудовлетворенной. При этом в зависимости от значимости этой потребности для бытия организма, состояние неудовлетворенности (фрустрация) может стать либо разрушительной для организма (например, потребность в пище, питье и т.п.), либо потребность может потерять свою актуальность (если она была «надуманной») в связи с невозможностью ее реализации. Когда у человека для снятия затруднений в осуществлении своего цикла индивидуального существования возникает потребность в другом человеке – возникает предпосылка для социальных контактов, а затем, при согласовании способов взаимоиспользования с другим человеком, и предпосылки социальной жизни.

На этом пути у человека формируются социальные потребности, которые являются вторичными по отношению к жизнедеятельностным. Процесс освоения человеком общественных норм и приобретения им социальных потребностей является социализацией человека.

Социальное существование человека начинается с реализации согласованных норм сосуществования с другими людьми. Причем для социального бытия человека выступает вторичным то, является ли норма, учитывающая другого, выработанной и согласованной им самим или она была передана ему от представителя социума (и, следовательно, является продуктом предшествующих согласований других людей).

Таким образом, социальный аспект цивилизованной жизни человека протекает как бы в двух (как минимум) взаимоувязанных логиках: человек для социума и социум для человека. Нарушение "здорового" баланса между этими логиками приводит либо к эгоцентрической, потребительской позиции человека по отношению к другим, либо к подавлению индивидуальности человека и превращению его в "винтик" социума.

Теперь, когда мы кратко ввели два типа существования человека, можно заострить вопрос: возможно ли проявление инициативы в индивидуальной жизнедеятельности или инициатива возможна только в социальной жизни человека? Другими словами, проявлял ли инициативу Робинзон Крузе (из знаменитого романа Даниэля Дефо) или вся его изобретательность в борьбе за выживание должна быть названа как то иначе?

Вспомним, отмеченное выше значение термина «initiate»: посвящать (в тайну), вводить (в общество). Очевидным является вывод о межиндивидуальном характере этих значений. (Посвящать (в тайну) может кто-то кого-то; вводить (в общество) может кто-то кого-то в какое-то общество.) Основываясь на наличии данных значений, введем версию о социальном характере термина "инициатива". Тогда ответ на вопрос проявлял ли инициативу Робинзон Крузе, будет строго отрицательным. Инициатива человека возможна лишь по отношению к другим людям.

Но не всякое действие человека по отношению к другим можно назвать инициативой. Доопределим внутренний характер действия. Поскольку в основе каждого действия есть свой мотив, пусть даже не осознанный, будем считать инициативой такое действие, которое направленно на удовлетворение не только (и не столько) своих потребностей, но и потребностей других людей.

Если потребности других людей (группы, общества и т.п.) не затрагиваются, то такие действия не представляют интерес для других и, следовательно, не могут быть отнесены к инициативе, а только к обслуживанию собственной жизнедеятельности человека. При этом, масштаб инициативы может быть различным. От самого мелкого, например, инициатива помощи другому человеку в удовлетворении его потребности, до самого крупного, если есть направленность удовлетворения потребностей общества в целом.

Таким образом, мы скрепили значение слова "инициатива" с направленностью на удовлетворение каких-либо потребностей других людей.

Есть еще один контекст в инициативе, который понимается даже на смысловом уровне – это мотивационный аспект. Как уже отмечалось каждое действие имеет свой мотив, а глубже – неудовлетворенную потребность. Под мотивом мы понимаем образ потребностно-значимого предмета, ситуации и т.п. [см. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: "Экономика", 1991].

В основе мотивационно обеспеченного действия могут лежать самые различные потребности: потребность в самореализации, в общении, в реализации лидерского потенциала и т.п. Например, для человека с лидерскими потребностями мотивом могут быть действия, направленные на утверждение своего лидерского статуса в конкретной группе людей. Причем форма мотивационной активности может быть самой разнообразной: от демонстрации силы до тонких ценностно ориентированных проявлений, направленных на групповое сплочение вокруг значимого дела.

Мотивационная активность, не подкрепленная глубинной потребностью, как правило, ситуативна, непродолжительна и легко сменяется в соответствии с поверхностной динамикой потребностных состояний. С этим, в частности, связано наличие огромного количества не реализованных, брошенных инициатив, не выдержавших испытание на трудности в их реализации. Но как бы прочна или непродолжительна ни была инициативная активность, трудно представить себе инициативу по принуждению извне!

Остановимся на еще одном аспекте инициативы – первый шаг, почин, начальный и т.п. Здесь подчеркивается инновационный характер инициативы. То есть, инициативное действие должно быть новым, не имеющим аналога, должно осуществляться впервые или хотя бы содержать новую комбинацию ранее известных составляющих. Если заострять внимание на этом аспекте значения рассматриваемого термина, то его бытовое понимание ("взял инициативу на себя") уже не сможет вписаться в эти зауженные границы.

Действительно, говоря "такой-то взял инициативу на себя" или "такой-то проявил инициативу" подчеркивается не новизна его действий, а то, что он, в отличие от других проявивших пассивность, взял на себя ответственность за выполнение какого-то нужного для других (и для себя) дела. При этом не важно - небывалое это дело или всем хорошо известное. Присмотримся внимательно к, так называемой, "законодательной инициативе". При наличии бесспорной инновационной составляющей – предлагается новый закон, эта новизна может быть и относительной.

Так если то, что предлагается в качестве "законодательной инициативы", например, оно взято в российское законодательство из американских законов, то данная новизна будет новизной только для России. При этом такие предложения все равно будут носить название "законодательной инициативы". Итак, в широком смысле "инициатива" - не обязательно абсолютно новое действие, в узком смысле – она должна содержать хотя бы относительную новизну.

Спросим себя, может ли инициатива иметь негативный для социума характер? Конечно, может. Так инициатива, направленная на удовлетворение потребностей определенной группы людей, может ущемлять интересы других людей. Например, инициатива по организации дискотеки "на воздухе" реализует интересы определенной группы молодежи, но может громкой музыкой помешать отдыху людей, живущих в близлежащих домах.

Или возьмем другой, более резкий пример: инициатива (в широком смысле) по созданию преступной группировки явно противоречит интересам общества. Резюме: не всякая инициатива хороша! В связи с этим созидательная инициатива должна быть вписана в цивилизованные рамки общественной жизни, должна быть социально значимой.

2. Что же такое социальная значимость? Жизнь общества можно расслоить на следующие параллельно протекающие процессы: функционирование, развитие и восстановление элементов функционирования, которые по каким-то причинам выходят из строя (например, из-за стихийных бедствий). Социально значимое дело – дело, связанное с вкладом в одну из этих трех обозначенных линий жизни общества. При этом уровень социальной значимости может быть различным. В зависимости от уровня выстраивается шкала приоритетности социально значимых дел.

Так, если прежняя схема функционирования объективно привела к глубокому кризису, приоритетом будет не восстановление прежних элементов функционирования, а направленность на развитие социальных отношений, ценностных установок, норм общественного поведения и т.п. Следовательно, предложенное кем-то дело будет тем более значимым, чем более оно реагирует на актуальные и объективные запросы общества. Противоположностью социальной значимости является социально вредное дело – дело, которое обладает разрушительной для общества тенденцией.

Для предотвращения подобных дел общество должно иметь действенные механизмы контроля и своевременной коррекции деструктивных действий отдельных членов общества или даже групп. Кстати, само налаживание таких механизмов тоже может выступать социально-значимым делом. В качестве контрольно-коорекционных выступают не только силовые структуры общества. Так, например, борьба с наркотиками должна вестись не только милицией, но и общественными, молодежными организациями, хотя, естественно, другими ("немилицейскими") средствами: воспитанием, разъяснением, организацией здорового досуга и т.п. (т.е. средствами по формированию потребности в образе жизни без наркотиков).

Итак, приоритетность социально значимых дел выстраивается в соответствии с иерархией проблем, существующих в обществе. Чем острее и глубже проблема для общества, тем выше актуальность и социальная значимость дела, направленного на снятие этой проблемы. Тогда, социально значимая инициатива – самостоятельная мотивационная активность одного или нескольких членов социума, направленная на решение какой-либо существующей проблемы общества.

3. Молодежь – часть общества. Попытка охарактеризовать молодежь количественными возрастными критериями сталкивается с серьезными затруднениями.

С какого возраста начинается молодость? С 15, 16 или 17 и т.д. лет? В каком возрасте молодость переходит в зрелость? В 26, 27, 28… лет? Ответить на эти вопросы невозможно однозначно, поскольку сами вопросы поставлены неправильно. Молодость определяется не количеством лет, а качественным состоянием души человека [см. работы И. Кона "В поисках себя" и "Психология ранней юности"].

Человек в процессе жизни проходит несколько качественных уровней, имеющих жесткие критерии их определения: детство, отрочество, молодость, зрелость и старость. Эти качественные состояния настолько отличны, что в некоторых восточных философских учениях один и тот же человек на этих стадиях – это совершенно разные, ничего общего не имеющие между собой, люди.

Но, очевидно, что такое утверждение - явный перегиб. Человек на разных качественных стадиях - тот же, и не тот. Если к жизни человека приложить теоретико-деятельностные категории, такие как "становление", "функционирование", "развитие" и "деградация" [см. Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. М.: 1998.] (исчезновение), в нашем случае, точнее – "уход", то легко отнести детство, отрочество к "становлению" (или иначе к "созреванию"; молодость (стратегически) – к "становлению" с элементами (тактически) "функционирования" и "развития" личности; зрелость – к "функционированию" и "развитию" личности, старость – к "уходу". Конечно, в жизни отдельного человека могут быть и отклонения от данной строгой линейной последовательности.

Например: детский труд, саморазвитие личности в каком-то деле после выхода на пенсию и т.п. Но эти исключения не нарушают общего закона жизни, а лишь вносят модификации в этот закон. Исходя из такого понимания этапов жизни человека, молодость - наиболее сложный период вхождения человека в социальный и профессиональный мир. Вхождение в социум на этапе отрочества контролируется и опекается взрослыми, так что человек лишен еще самостоятельной позиции, он как бы растворяется в социальных нормах.

Вхождение в социальный и профессиональный мир молодого человека усложняется необходимостью самостоятельного принятия решений и принятия на себя ответственности за эти решения. Но для того, чтобы адекватно вписаться в социум, необходима адаптация человека к нормативным рамкам социума (и профессиональной сферы) с сохранением своей индивидуальности. Подобную адаптацию с сохранением и будем считать наиболее существенной характеристикой молодости.

Проблемность совмещения установок по "преобразованию" внешнего мира под себя и "изменению" себя под этот внешний мир и создает предпосылки к внутреннему драматизму человека в молодые годы.

Здесь возможны два перекоса. Первый: чрезмерная направленность на самосохранение, т.е. стремление делать то, что хочется, а не то, что требуется. Он ведет к отрицанию существующих социальных норм, к скрытому или явному бунту, к уходу в криминал и т.п. (конфликт "отцов и детей"). Второй перекос характеризуется преобладанием самопреобразовательных процессов с вытеснением собственной индивидуальности. Такой подход приводит безликости, серости, аморфности и т.п. Другими словами, "выхолащивание" уникальности под напором общественных норм дает эффект беспринципного, пассивного конформизма, который также не угоден нормальному обществу, как и огульный протест.

Вся драма молодого поколения и заключается в решении этой основной задачи: разумного преобразования себя и внешнего мира. Причем каждый должен решить ее самостоятельно, поскольку если решать будут за него, то человек либо "остается" в отрочестве (эффект "инфантилизма"), либо встает на путь, ведущий его ко второму перекосу. Сложность ситуации заключается в объективной необходимости пересмотра и совершенствования существующих социальных норм, так как новое поколение всегда обладает специфическими особенностями, которые входят в противоречие с отдельными сторонами установленного общественного порядка. Однако, само совершенствование общественной жизни должно вестись с удержанием оптимального баланса категориальной пары "консервация–изменение".

Принципы "консервации" отстаиваются зрелым поколением, которое, как правило, устраивает сложившееся положение вещей (за исключением революционных ситуаций). Консерватизм приобретает деструктивные формы в том случае, если он игнорирует объективную необходимость в трансформации существующего положения дел. Именно отсутствие чувствительности к внешним изменениям, сохранность прежнего "во что бы то ни стало" приводит общество к глубинным кризисам.

Принципов "изменения" придерживается молодежь, которая, начиная активную жизнь в социуме, переполнена энергией и настроена на кардинальное преобразование всего общественного уклада. ("Нам не надо старых истин. Мы отыщем на вопросы свой ответ".) Такое преобразование "внешнего" может иметь и разрушительную тенденцию. Особенно если оно подчинено индивидуальному удобству, а не ценностям функционирования и развития общества.
Весьма существенной характеристикой молодости следует считать и избыток энергии при отсутствии "житейской мудрости", помогающей определить конструктивное русло для проявления этой энергии. Данное обстоятельство является энергетической предпосылкой активного отношения представителей молодежи к окружающему миру.

Итак, мы видим, что молодежь – наиболее прогрессивно настроенная часть общества, которая "изнутри" заинтересована в преобразованиях внешнего мира, а "извне" вынуждена подстраиваться, адаптироваться к существующим порядкам. Все драмы представителей молодого поколения, будь то пьянство, наркомания, тунеядство, криминал, инфантилизм и прочее – вторичны.

Эти драмы, следует, с нашей точки зрения, рассматривать в контексте неразрешенности молодежью задач своего вписывания в социум с сохранением индивидуальных особенностей (с перспективой максимального раскрытия своего потенциала).

Другие характеристики молодежи, такие как склонность к развлечениям, к праздности и т.п. представляются менее существенными и вторично вытекающими из отмеченной коллизии "нового" со "старым".

4. Перейдем к определению понятия "молодежная инициатива". Как уже отмечалось, предпосылкой инициативы являются неудовлетворенные потребности части социума или социума в целом. Эти потребности могут быть жизнедеятельностными (но не отдельного индивида, а группы), социальными или социо-культурными.

В качестве начала инициативы всегда лежит идея – идея по преодолению проблем (или затруднений), связанных с невозможностью удовлетворения обозначенных потребностей. При этом идея может быть либо творческим продуктом (и тогда она будет инновационной), либо у кого-то "позаимствованной". Однако, идея так и останется идеей, если у ее автора (авторов) не возникнет мотивация по ее воплощению.

В свою очередь, созревшая мотивация ведет к действенной активности по реализации идеи. Люди, проявившие такую активность, и являются инициаторами.
При определении понятия "молодежная инициатива" возникает две версии его трактовки:

  • Первая версия: молодежная инициатива – любая инициатива, исходящая от представителей молодежи. (Инициатива чья? Молодежи);
  • Вторая версия: молодежная инициатива – инициатива, направленная на решение молодежных проблем, при этом инициатором выступает не обязательно молодежь. (Инициатива кому поможет? Молодежи.)

Ограничимся пониманием "молодежной инициативы" в рамках первой версии, поскольку объект направленности инициативы (вторая версия), как правило, указывается иначе: "инициатива по…", "инициатива, направленная на…" и т.п. (То есть в молодежной инициативе инициатор всегда молодежь.)

5. Молодежная инициатива может быть полезной, нейтральной или вредной для общества. Все зависит от того, учитывает инициатор интересы общества или игнорирует их. Как уже подчеркивалось ранее для того, чтобы новое дело было важным для общества, оно должно быть направлено на решение каких-либо социальных проблем, т.е. снимать затруднения в удовлетворении потребностей группы людей или общества в целом.

Так, например, появлялись в свое время книгопечатание, газеты, телеграф, радио, телевидение и т.п. Каждая из этих инициатив удовлетворяла те или иные потребности представителей социума (потребности в познании, в знании новостей, в быстрой передаче информации на большие расстояния, в развлечениях и т.д.). Результатно можно определить социально значимую инициативу как дело, после реализации которого жизнь общества в чем-то облегчилась или стала более совершенной. (Повторимся: чем более остро стояла проблема в обществе, разрешенная воплощением инициативы, тем более социально значимой была инициатива.)

Возникают законные вопросы: Должна ли молодежная социально значимая инициатива решать проблемы всего социума или она должна быть направлена на решение молодежных вопросов? И если молодежная инициатива решает только молодежные проблемы, то можно ли ее считать общественно значимой? Какова степень этой значимости?

Само содержание понятия "молодежная социально значимая инициатива" не ограничивает социальную сферу распространения этой инициативы. Она может способствовать улучшению жизни различных социальных групп, слоев общества и т.п. Примерами из прошлого могут служить "общество юных следопытов", "Тимур и его команда" из повести А. Гайдара и пр.

Однако, есть основания полагать, что приоритетным направлением для молодежной инициативы должно служить налаживание и организация жизни самой молодежи. Конечно, если в молодежных кругах есть наболевшие нерешенные вопросы, препятствующие полноценной самореализации и удовлетворению специфических для молодежи потребностей.

Введем основание. Во-первых, для того, чтобы инициатива была реалистичной, она должна учитывать "природу" того объекта, на который она направлена. В нашем контексте, молодежная инициатива будет продуктивной в случае глубокого учета психологии (забот, интересов, мотивов, потребностей, проблем и пр.) той социальной группы, которой она посвящается.

Но трудно себе представить, что молодежь может глубоко войти в проблематику, скажем, пенсионеров. Для такого адекватного понимания необходимо в полноте отождествиться с данной группой людей, что проблематично без наличия жизненного опыта. С другой стороны, как уже говорилось, прочность и долговременность инициативы предопределены наличием высокой мотивации у инициаторов. Такая мотивация зиждется на личных интересах, которые значительно уменьшаются при обслуживании молодыми инициаторами других социальных групп. И напротив, может быть высокой, если инициаторы решают проблемы своей социальной группы. (Помогая другим, помогаем себе.)

Какие же молодежные проблемы наиболее значимы для социума? В первом приближении, это проблемы молодежи, неразрешенность которых негативно отражается на существовании других социальных групп. Это приводит к дестабилизации жизни общества в целом. Это и молодежная преступность, и наркомания, и хулиганство и много другое непосредственно мешающее нормальной жизни представителей социума. Как решать эти проблемы? Это другой вопрос.

Но кому, как не самой молодежи, "изнутри" понимающей внутренние конфликты "оступившейся" части молодежи. Ведь именно эти внутренние конфликты и порождают асоциальные молодежные феномены, являются их истинной причиной. И устранять нужно именно причины, а не следствия.

Естественно, в решении молодежных проблем должны принимать участие и представители старшего поколения, но только путем подхватывания и поддержания конструктивных инициатив, исходящих от молодежи. Если инициатив недостаточно, необходимо их стимулировать. Как? Это уже отдельная, очень интересная тема, к сожалению, выходящая за рамки нашей статьи.


Итак, подытожим наши размышления в форме определения. Молодежная социально значимая инициатива – это мотивационная активность, исходящая от представителей молодежи и выражающаяся в действиях, направленных на снятие острых молодежных проблем, в решении которых заинтересовано общество.

 

Верхоглазенко В.Н.

Опубликовано: Верхоглазенко В.Н. Что такое молодежная социально значимая инициатива.
Проектирование социально значимых дел / Материалы семинара «Развитие социальной молодежной инициативы
в регионе на основе самоуправления» 28 июня – 3 июля 2001 года/. Сыктывкар, 2001.