Тренинг "Визуальное мышление"

Преамбула. Во второй половине 20 веке большое распространение получили схемы самого разнообразного вида. Схемные изображения сначала применяться в аналитике, в частности, в проектировании информационных систем, а позднее и для описания бизнес-процессов (реинжиниринг). Это, в основном, текстовые блок-схемы. Преимущество данных схем состоит в том, что они более наглядны, позволяют однозначнее формулировать мысль, облегчают контроль правильности понимания, что существенно повышает эффективность любой коммуникации. Осознавалась необходимость и в профессиональном управленческом языке. 

Язык схематических изображений (ЯСИ) был создан методологом профессором Анисимовым О.С. Использование ЯСИ в управленческой практике позволяет коллективному мышлению менеджеров придать большую определенность и ясность даже при анализе предельно сложных проблемных вопросов и запутанных ситуаций. Двухдневный практикум по освоению техники визуализации мышления дает фундамент, базисные навыки, которых вполне достаточно для дальнейшего самостоятельного их развития в своей практического деятельности.

Тренинг позволяет участником понять достоинства и недостатки схем различного типа и отработать типовые процедуры по схематическому изображению как своих представлений (в изложении), так  и по отображению в схемах мыслей других (в понимании).

Цели:
  • Зависимость качества управленческого мышления от навыков работы руководителя со схемами;
  • Понимание требований к работе со схемами;
  • Навыки оформления содержания управленческих ситуаций в языке схем;
  • Навыки организованного понимания содержания схемы;
  • Умения по совершенствованию своей мысли за счет ее схемотехнического оформления
  • Различение существующих типов схем;

Продолжительность:   2 дня

Форма работы.

Тренинг обслуживает углубление участников в понимание сути и назначения схематических изображений, принципиального отличия схем различного типа, знакомство с символами ЯСИ и правилами построения схем. С другой стороны, на семинаре огромное внимание уделяется тренинговым процедурам: перевод представлений в графику схематического языка, выявление содержания схемы другого, зарисовка одного содержания схемами разного типа и прикладной анализ их плюсов/минусов.

Курс предназначен:

Для управленцев среднего и высшего звена, а также для представителей управленческих аналитических служб, желающих развить свое профессиональное мышление, за счет приращения навыков использования схематических изображений.

Количество участников: 6-15 чел.
Получаемые навыки/знания:
  • Различение типов и характера схем;
  • Понимание общих требований к работе со схематическими изображениями;
  • Знания правил построения и «прочтения» управленческих схем;
  • Навыки оформления содержания управленческого текста в языке схематических изображений;
  • Навыки организованного понимания содержания схемы;
  • Умение по совершенствованию своей мысли за счет ее схематического оформления
Рекомендуемое продолжение обучения:
Самостоятельная работа по развитию своих навыков использования схематических изображений в своей профессиональной практике.

Тематическое «поле» тренинга

День 1 

Схемы как средство мышления. Место схемотехники в реальной управленческой практике. Схемотехника и принятие управленческого решения. Схемотехника и развитие управленческого мышления (перспективная сторона). Схемотехника в индивидуальном и групповом мышлении. Схема как средство облегчения взаимопонимания в профессиональной управленческой деятельности. Схемотехнические изображения (СИ) как средство организации управленческой аналитики.

Основные преимущества использования в управленческой аналитике языка СИ:

  • Фиксированность (статичность) содержаний мысли;
  • Возможность целостности охвата мысли (содержание мысли полностью представлено в единой схеме);
  • Внешняя представленность внутреннего образа;
  • Возможность более адекватного взаимопонимания;
  • Возможность совместного обсуждения содержания, изображенного на схеме;
  • Возможность совместного совершенствования содержания, изображенного на схеме;
  • Возможность развития абстрактно-конкретного мышления за счет использования СИ;
  • Возможность контроля и коррекции самого процесса мышления, при использовании СИ;
  • Возможность «ухода» от лишних деталей в содержании мысли, за счет схематизации;
  • Возможность явным образом совмещать содержательную и средственную стороны мышления.
День 2
Стихийный и организованный типы СИ. Текстовая блок-схема и изобразительный (символьный) тип схем. Типичные ошибки и затруднения в использовании языка схематических изображений управленцем:
  • нарушение принципа непрерывности процессов;
  • отсутствие структурности изображения;
  • абстрактно-конкретная разнородность изображения;
  • потеря существенного содержания при схематическом оформлении текста;
  • «перегруз» лишними деталями;
  • символьная неадекватность изображения содержанию текста;
  • доминирование знакового над символьным;
  • смешение «эмпирического» и «концептуального» содержаний в схеме;
  • «бедность» изобразительных средств;
  • субъективизм в использовании символов (не понимание смысла символов другими);
  • нарушение правил синтезирования элементов схемы;
  • неполнота отраженного в схеме содержания, изображение того, что отсутствует в содержании текста и др.).

Процессуальный тип СИ. Структурный тип СИ. Процессная и пространственная логика СИ. Процессуально-структурный и структурно-процессуальный типы СИ. «Изобразема» и «концептуальная схема». Исследовательский, концептуально-понятийный, критический и проектный типы СИ. СИ «для себя» и «для другого». Формная (средственная) и содержательная (интерпретационная) составляющие СИ. Простые элементы языка СИ (парадигма). Составные блоки элементов языка СИ (синтагмы). Правила синтезирования элементов языка СИ. Баланс знакового (текстового) и символьного (изобразительного) в СИ. Правила прочтения содержания СИ. Правила обобщения содержания текста при использовании СИ. Принцип абстрактно-конкретной однородности в СИ.

Поведение итогов семинара. Планирование практического применения схемотехнических навыков в своей управленческой работе и проектирование дальнейшего освоения техники построения схем.

  

Автор и ведущий тренинга: Верхоглазенко В.Н. 

Автор материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Форма материала: